

С фронтовым ансамблем Борис Сичкин дошел до Берлина, он был уже не простым танцором, а любимым во многих частях артистом.

«Известный как исполнитель комических и характерных партий всех танцев ансамбля. Появление его на сцене всегда сопровождается веселым и одобрительным смехом среди бойцов-фронтовиков...».


«Широко известен бойцам и офицерам повар Галкин. Его выступления с банщиком Мочалкиным полны острой злободневной политической сатиры и юмора. Галкин и Мочалкин широко известны всему фронту. Их любят бойцы и офицеры. Шутка, куплет, частушка, исполняемые ими со сцены, вызывают неумолкающий смех, дают воинам веселый жизнерадостный отдых, поднимают их боевой дух...»
Ефим Березин награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Киева», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».


«Руководитель Ленинградского театра эстрады и миниатюр, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады тов. Райкин культурно обслуживал личный состав кораблей эскадры Черноморского флота, Новороссийскую, Туапсинскую и Потийскую военно-морские базы, обслуживал соединения и части ВВС ЧФ...»
«Да, мы не ходили в атаку и в разведку, не стреляли из винтовок и орудий, не пускали под откос поезда, не ремонтировали танки в студеных цехах. И тем не менее работа, которую мы делали, была важна. Мы проехали десятки тысяч километров, выступали на кораблях и батареях, на заводах и полевых станах, в землянках и госпиталях. Не раз попадали под бомбежки и артобстрелы, а однажды ночью даже залетели на самолете в тыл к противнику (это было в 1944 году в Латвии; самолет сбился с курса, и нас обстреляли из зенитных орудий)... Нам приходилось работать почти круглые сутки, мерзнуть и голодать… Впрочем, все это было в порядке вещей», - вспоминал Райкин в своей книге «Без грима».

А бойцы хотели слушать еще и еще ее знаменитый «Синий платочек» - песню, ставшую одной из самых любимых на фронте.

Не только песнями Русланова помогала фронту. Она отдала личные сбережения на постройку батареи из четырех «катюш». Их вручили десятому минометному гвардейскому полку, который сражался на Западном фронте. А вскоре собрала деньги на еще одну батарею «катюш». Последний концерт для фронта Русланова дала 9 Мая 1945 года на ступенях Рейхстага.

В своей книге «Спасибо, сердце!» Леонид Осипович рассказал про выступление в 1942 году: за несколько часов до концерта музыканты увидели, как наш самолет атаковал немецкий мессер, но три летчика успели прыгнуть. «...А когда начался концерт, к зрителям присоединились три человека в летных комбинезонах. И кажется, никогда я так не старался...»
После этого случая пятому гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолета Ла-5Ф, построенных на средства музыкантов оркестра. Их назвали «Веселые ребята».



В составе фронтовой бригады театра Нина Сазонова побывала на самых тяжелых участках фронта. Чуть не погибла: шли пешком из одной части в другую и актриса наступила на противопехотную мину. Час простояла на ней не шевелясь, пока сопровождавший их боец не привел с собой саперов. Почти все участники десятой фронтовой бригады, в которой служила 25-летняя Нина, погибли, попав в окружение под Харьковом. Ей чудом удалось спастись, спрятавшись в стогу сена, а вечером добраться до деревни, где старушка выдала ей сарафан вместо ее гимнастерки. Актриса перешла через линию фронта и нашла нашу часть.
Как рассказывала Нина Афанасьевна, когда она вернулась с фронта, то вахтер театра Красной армии отказался пускать ее внутрь - не узнал, настолько ее изменила война.

Но бойцы хотели смеяться и Ильинский старался изо всех сил. «юмор, в самых разнообразнейших оттенках - при всех, даже очень тяжелых обстоятельствах, - обязательный спутник этих людей», - вспоминал актер. И старался успеть в каждую часть, в каждое подразделение. Более тысячи концертов дал он за время войны.

Артисты выступали на кораблях и в окопах, в действующих частях и в госпиталях. А в 1943 году, когда «Ансамбль пяти морей» расформировали, Николай Трофимов стал актером театра Краснознаменного Балтийского флота. И продолжил выступления перед бойцами до конца войны.



С фронтовым театром он дошел до Берлина, после вернулся на Вахтанговскую сцену, которой не изменил до конца жизни. А в кино у него особо достоверными получались роли военных.

«Вместе с передовыми действующими частями тов. Граве прошел путь от Воронежа до Вислы, участвуя во всех спектаклях и концертах, даваемых театром. Во время зимнего наступления 1943 года (Кантемировка — Харьков), в период ожесточенной битвы в районе Курской дуги, во время летних наступательных боев по освобождению левобережной Украины, форсирования реки Днепр и битв за Киев, Житомир, Львов, Сандомир тов. Граве вместе со всем коллективом Вахтанговцев воодушевляя бойцов и офицеров на новые подвиги, поднимая в них боевой дух и наступательный порыв. Находясь большую часть времени на передовой линии действующих частей и соединений, тов. Граве не раз рисковал своей жизнью, выступая в окопах и землянках под артиллерийским и минометным обстрелом, подвергаясь не раз налетам вражеской авиации...»