борьба добра со злом – вечная тема литературы, драматургии и кинематографа. Этим же вопросом решил задаться в своей новой картине «Марика» карагандинский режиссер Андрей Ренкевич. Закрытый показ ленты с участием съемочной команды и СМИ прошел в карагандинском кинотеатре «Kinoplexx» вчера, 19 октября. «Марика» получилась изящной, разной и живой: несмотря на то, что вампиры здесь в традиционно готических образах, и на финальную битву они идут при идеальных образах – это красиво. И это наше кино – созданное в Караганде.
В «Марике», как и в предыдущих, более поздних лентах Андрея Ренкевича, заняты профессиональные театральные актеры из Караганды и Темиртау. Почти двухчасовая лента заявлена как триллер, речь здесь идет не только о добре и зле, но и о вампирах, живущих среди людей. Кто добрее?
Напомним, что Андрей Ренкевич – режиссер собственных картин «Уроки выживания», «Право на воздмездие», «Рельсы-шпалы», «Покер», короткометражки «охота на вампиров» и ленты «Между» для конкурса «Снять за 48 часов». В «Марике», названной по имени главной героини, режиссер не хотел привязываться к определенной местности, географии, менталитету, одежде и другим деталям. Локации тоже подыскивали нейтральные, но сюжет разворачивается в современную эпоху. Сценарий для «Марики» создавал Андрей Ренкевич вместе с Лидией Ситниковой, сам выступая еще и оператором фильма.
Снимать ленту начали летом 2021 года, чтобы не занимать рабочее время актеров в театрах. Процесс, тем не менее, затянулся: причины были как в ограничениях пандемии КВИ, так и технические: длительное время занял и дубляж фильма, и создание музыки для него, но команда сделала упор на качество. Здесь снялись актеры театров Караганды и Темиртау: Алена и Антон Звоновы, Богдан Пынка, Александра Мартинс, Кирилл Зоткин, Денис Цветков, Павел Кондратьев, Екатерина Сидоренко, Людмила Гулуева, Владимир Хомутов, Галина Турчина, Оксана Игнатенко, Елизавета Михайленко – и это даже не полный список, потому что знакомые лица видишь буквально в каждом кадре. По части актерской игры это основной козырь: в кадре работают профессионалы.
О чем сюжет? Марика Варгош (Алена Звонова) – девушка с темным прошлым и нелегким настоящим, сирота, едва сводит концы с концами – работать приходится в борделе. Ее преследуют жуткие видения о родителях и брате, которых она трагически потеряла. В ходе сюжета Марика узнает тайну о себе и семье, а также то, что она – потомок великих вампиров. Ответы на вопросы героиня получит, обидчикам – отомстит. Счастливый конец будет – но здесь он скорее справедливый.
Надо сказать, что «Марика» - полотно абсолютно самостоятельное, и даже музыку создавали специально для этого фильма. Композитором ленты стал Алексей Комнин, и работа именно с полнометражным карагандинским проектом – опыт для него первый. Композиции, отмечу, получились мощные – особенно финальные, в которых добавили еще и элементы дабстепа.
- Ранее я работал с зарубежными заказчиками, но именно к карагандинскому кинопроекту прикоснулся впервые. Мы с Андреем нашли друг друга случайно: работаем на соседних этажах одного здания и, как потом оказалось, еще и живем в соседних домах, - с улыбкой рассказал Алексей. – Самым сложным в работе над «Марикой» для меня как композитора были сроки: музыка – это творчество, и по щелчку пальцев ее не сотворишь. Но конечно, это дело не без удовольствия: у меня была полная творческая свобода, за что я безмерно благодарен Андрею.
В целом официальных треков для «Марики» Алексей создал 15 – плюс интерлюдии, прелюдии, короткие композиции до минуты. Личные музыкальные темы героев в этом списке тоже есть – в частности, основных. Разрабатывая именно эти композиции, поделился карагандинец, важно было не только двигаться по наитию, но и понимать характеры персонажей, опираясь на их историю. Треки скоро можно будет найти в интернете: в течение 10 дней они будут выгружены на все платформы, где Алексей Комнин размещает свои произведения, в том числе в социальных сетях.
Андрей Ренкевич поделился, что «Марика» - не первая масштабная премьера его фильма именно в кинотеатре Караганды: ранее организовывали показ «Рельсов-шпал» в 2017 году. Показ в «Киноплексе» был закрытым, но на данный момент решается вопрос проведения открытых показов. Кроме того, у команды есть предложения о сотрудничестве от одного из онлайн-кинотеатров. К конструктивной критике Андрей относится нормально: режиссер понимает и знает, какие моменты фильма можно было сделать еще лучше, но добавляет – прежде всего для него это хобби, обретшее масштаб.
Смотреть «Марику» нескучно – как минимум из-за динамичной камеры: помимо традиционных положений, она оказывается за актерами, запечатлевает их сверху, ловит крупные планы – их, кстати, здесь достаточно, но они не раздражают, а где нужно – создают необходимый для эффекта определенных сцен дискомфорт. Достаточно их и ближе к финалу – во время экшн-сцен – но смотрится это тоже уместно, а слегка трясущаяся камера в сцене с пояснением о главном сюжетном твисте добавляет напряжения к происходящему.
В картине – приятный цветокор, который к каждым сценам и локациям свой: в борделе, где работает Марика, он красно-зеленый, сине-желто-розовый – в кабинете психотерапевта, а дома у главной героини – более ламповый, золотистый.
Флешбеки, отражающие прошлое Марики, хорошо концентрированы и располагаются в разных моментах фильма, не перегружая раскрытие истории главной героини и ее семьи. Несмотря на то, что «сила дремлет внутри нее», часть своего заработка девушка отдает бездомной ясновидящей Яне (Людмила Гулуева) и обожает свою подругу Анжелу (Александра Мартинс), которая трудится сиделкой в хосписе. Вообще Анжела, в контраст к более дерзкой Марике, романтична и оптимистична, любит свою работу и хочет, чтобы подруга была счастлива. Марика же уверена: пусть ее собственная работа ненавистна, но зато у девушек есть достаточно денег на жизнь – такая вот жертвенность как еще одна деталь протагониста.
Достаточно экранного времени уделено недомоганиям девушки: плохой аппетит, непринятие организмом еды, вода, которая не утоляет жажду. Момент с первым глотком крови – хотя это предсказуемо по сюжету – предстал весьма неожиданным. Спустя некоторое время после него девушка для эксперимента закажет себе буррито с чесноком, почитав в библиотеке о вампирах (привет «Сумеркам» в результатах поиска).
Еще одним ключевым персонажем ленты становится психотерапевт Ксавьер (Богдан Пынка), который становится близок Марике. Ксавьер уверен в своей правоте, но приведет это к неоднозначным последствиям. И пусть он появляется в сцене из разряда «ой, как удобно» - такой момент нужен для движения сюжета. В то же время, Марика почему-то не платит ему за сеансы – а вот это бросится в глаза тем, кто знает, что такое терапия с психологом.
Увидит зритель здесь и типичный, казалось бы, вампирский дом, где вампиры – создания идеальные, красивые, со своим пафосом, а в комплекте с вампиризмом героине достанутся боевые навыки. Она и ее сторонники отправятся финальную битву в кожаных жилетах с декольте и при идеальном макияже, и пусть главный твист в ленте предсказуем, но по-своему трогателен. Есть в финале небольшие сверхъестественные детали, оставляющие вопросы, в некоторых моментах встречаются шаблоны жанра, использующиеся в серии «Другой мир», «Дракула», «От заката до рассвета», «Ван Хельсинг» и многих других – но факт остается фактом: это сняли в Караганде, и у нас такое тоже могут снять очень достойно. И будут снимать – вторая часть уже есть как минимум в качестве идеи.
В материале использованы фото автора с закрытого показа,
а также постер и кадры из фильма