В Баянаульском государственном национальном парке немало мест, признанных сакральными. Есть памятники, датированные шестым, пятнадцатым веками, есть такие что насчитывают 2,5 тысячи лет, а есть отмеченные и открытые исследователями более 200 лет назад, передает корреспондент Pavlodarnews.kz, принявший участие в экспедиции «Атамекен».
Поездку по сакральным местам к 30-летию Независимости Казахстана организовали республиканские газеты «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда».
Пещера Коныр-Аулие (Святого Коныра) находится вблизи урочища Жамбак. Местные жители посещали ее задолго до того, как о ней стало известно русскому географу Петру Рычкову, который в своем научном исследование 1762 года «Топография Оренбургская» написал следующие строки:
«Баян-Ула – имя ее значит Богатая гора, потому что в ней железных и медных руд множество. И сказывают, якобы и золотой, и серебряной руды признаки в ней есть. Она из всех в Оренбургской губернии находящихся гор за высочайшую почитается. Лесов разных находящихся по ней довольно, и множество степных зверей. В ней же сказывают пещеру, в которой есть озеро, при нем находятся небольшие птички особого роду. Тут же есть гроб, у магометан за святого почитаемый, туда киргизы по обещаниям ходят купаться и верят, что якобы через то купание вылечиваются от разных болезней»
Как рассказывает государственный инспектор Баянаульского национального парка и краевед Алтынбек Курманов, легенда повествует, что в пещере жил один из трех людей, спасшихся во время Великого потопа на плоту из трех бревен. Волны разбили плот, и один из трех спасшихся, по имени Коныр, на своем бревне дрейфовал, пока вода не стала спадать и показались верхушки гор. Его прибило к этой пещере, где он и поселился, а после его смерти здесь сохранился дух Святого Коныра, к которому и обращаются за помощью.
- Согласно народному поверью человек, побывавший в пещере, излечивается от болезни, женщины, потерявшие надежду иметь детей, обретают возможность быть матерью, - говорит Алтынбек Курманов.
По словам преподавателя кафедры истории ToU Мади Рашитова, аналогичная пещера с похожей легендой есть в Семипалатинске. Она собирает не меньше паломников, тем более что ее в свое время посещал и Абай Кунанбаев.
Но вернемся в Баянаул. Сначала люди поднимались только по камням, потом построили деревянные мостки и лишь в 2020 году здесь возвели добротное сооружение – лестницу на металлическом каркасе с площадками для отдыха. Это оказывается совсем не лишним, ведь вход расположен на высоте 360 метров над уровнем моря. Впрочем, последний десяток метров все же приходится с осторожностью идти по камням. Но не только крутой подъем может стать опасным.
– Здесь не зона отдыха, здесь заповедник. Поэтому можно увидеть волков, рысей, косуль, архаров. Цвет краски, запах металла отпугивают животных, они не подходят близко, но мы предупреждаем людей, чтобы они не сходили с дороги. Они гости, а животные – хозяева, – подчеркивает госинспектор Баянаульского национального парка.
Пещера разделена на три части: мечеть с куполом, где обычно совершают молитву, ночуют; вход с низким сводом, не позволяющим ходить здесь в полный рост, так что посетитель неизбежно склоняется, и лестница к источнику воды. Ее используют и для питья, и для приготовления жертвенной пищи, и для омовений.
– До пандемии это место посещали не только казахстанцы, но и паломники из США, Дании, Польши, Германии, Канады, Китая, Южной Кореи, – рассказывает Алтынбек Курманов.
Впрочем, прийти сюда можно не только чтобы попросить помощи у святого Коныра.
С высоты открывается замечательный вид на долину, обрамленную горами, украшенными деревьями, синим небом с зубчатым горизонтом.
Приятно просто посидеть на камнях у входа в пещеру, лично ощутить великолепие баянаульской природы, ничуть не удивляясь, что здесь Родина прославленных поэтов, известных философов и легендарных батыров.
Константин Шелков
Фото автора