Россиянину Ивану Смирнову (имя изменено) — 27. Год назад он приехал на заработки в Китай из Тульской области.
«Я работаю в одном из самых дорогих отелей города Санья на острове Хайнань, моя должность называется welcomer. В мои обязанности входит встреча гостей и сопровождение их до номера. Туристы из России, Украины, Чехии и Казахстана сильно удивляются, когда видят меня тут», ― улыбается Иван.
У Ивана типичная славянская внешность: голубые глаза, русые волосы и рост — больше 1,8 метра. По его словам, он — единственный русский, работающий в этом отеле.
«Со мной часто фотографируются, как с обезьянкой, но я не против — уже привык. В отеле я — как статуя, все рассматривают, задрав голову, что русские, что немцы и особенно — казахи», ― шутливо замечает Иван.
Непыльная, как говорит сам Мужчина, работа дает ему достаточно времени наблюдать за поведением постояльцев. А языковой барьер становится причиной частого обращения туристов к Ивану, что порой вызывает недоумение у его китайских коллег.
«Европейцы подходят ко мне и спрашивают на английском, русские: «Здорова, подскажи…», а казахи некоторое время мнутся на месте, не зная, на каком языке ко мне обращаться, хотя особо предприимчивые начинают с китайского с акцентом. Мои коллеги этому удивляются, потому что для них дико, что туристы из Казахстана разговаривают со мной на русском. Им непонятно, почему они не говорят на родном языке, как немцы на немецком, русские на русском и китайцы на китайском», ― говорит Иван.
Собеседник с сожалением признается, что приезжающие в Китай россияне ведут себя надменно и грубо, из-за этого Иван даже всерьез задумался: возвращаться ему в Россию или нет. В качестве примера он привел недавний инцидент со своими соотечественниками.
«Приехали, заселились. Вечером пришли на ресепшн за паспортами. Как обычно, меня позвали китайцы, ибо переводить надо. Прямо желчью кислотной, злобой плескали люди от того, что их паспорта оказались в другом ящике, в соседнем. Они мне затирали про законность, про право. Почему мы видели, что наши паспорта были в том столе, а оказались в итоге в этом? Общались, применяя термины из юриспруденции, в которой сами плавают. Пытались меня на понт взять, что-то предъявить, хотя я просто помог им найти их документы в столе на ресепшне. Больше сюрпризов вообще от россиян и украинцев», ― рассуждает Иван.
«На самом деле все зависит от уровня отеля. Если это дешевая гостиница, то, соответственно, люди приезжают несостоятельные, склоки и ненужные конфликты возникают. Один раз супружеская пара заселилась в наш отель, они пошли поужинать с ресторан, но тут фишка в том, что обеды и ужины у них не были включены в стоимость путевки. Ребята просто решили на халяву поесть, расплачиваться они, конечно, не стали, а встали и направились к выходу. Такую выходку не оценили охранники и вызвали полицию. Когда позвонили мне, чтобы переводить их слова полиции, я согласился, не бросать же. Но я разочаровался в своих земляках. Мужчина говорил: я сейчас одному — левой, второго — правой. И все. Я был в ярости. Как можно не ценить человеческий труд? Просто наши привыкли жрать на халяву, лишь бы что-то отхватить», ― возмущается россиянин.
Зато, по его словам, ему очень импонируют казахстанские туристы.
«Белорусы и казахи — эталон. Косяков за ними не видел. Причем я видел разных казахов: и бедных, и богатых. Они всегда просто общаются, нет надменности. Нет такого, как у граждан РФ: что им все должны. То есть проще все. Может, мне просто нормальные люди попадались», ― заключил Иван.