Три года назад на Второй павлодар пришла беда под названием Грунтовые воды. За эти годы они подмыли многие дома, разрушили фундаменты, погубили огороды, образовали болота. В одной из нижних точек микрорайона, за технологическим колледжем на перекрестке Чкалова – Алтайская, пришлось даже вырыть котлован для сбора грунтовых вод. С тех пор каждую новую осень и весну жители ждут со страхом. Помимо уже известных проблем, связанных с водой, они опасаются, что целый городской район может в одночасье уничтожить… взрыв.
Водная блокада
Улица Архангельская берет свое начало от железнодорожных путей. Здесь, на самой окраине, тоже находится самая низкая точка Второго Павлодара. Пожалуй, даже ниже первой. Потому что вода в поселок железнодорожников пришла на год раньше.
За четыре года она практически полностью истребила лиственную рощицу. Сгнили десятки взрослых деревьев и кустов. Стволы внутри рощи стоят голые и уже напоминают скорее верстовые столбы – болотная тина победоносно оставляет на них свои желто-зеленые отметины.
Тополя по краям некогда парковой зоны еще покрыты листвой, но держатся корнями за болотистую почву из последних сил. И периодически падают. На заборы ближайших домов. На электропровода. К нашему визиту на Архангельскую, а это было в пятницу 9 августа, дома в очередной раз стояли без света – уже три дня.
– Соседи два раза в год ремонтируют свой забор, – показывает на покоцанную кирпичную кладку Валентина Елонова, жительница железнодорожного поселка. – А просить акимат спилить деревья бесполезно. Мы уже хотели сами, но нам сказали: за каждое самовольно спиленное дерево будете платить. Даже за сухостой.
Валентина проживает в поселке с 1971 года, в своей отдельной квартире на ул. Архангельской, 1/1– с 1993-го, и она хорошо помнит, как внезапно здесь поднялась вода. – У нас от Чкалова сюда идет понижение. Со всех улиц в рощу всегда по весне стекали талые воды. Но уже к концу июня уходили. И в подвалах не было воды ни-ког-да. А в 2015-м вода резко поднялась, где-то на метр. Был июль. У меня в подвале солонина, всякие заготовки в банках. Открываю дверь в подвал, кричу: «Сынок!» Он надел рыбацкие сапоги и выловил Банки. На следующее утром открываю подвал, а он за сутки уже полностью налился. И вода не уходила до Нового года.
То, что в парковую зону стекаются талые воды с восьми кварталов, усугубляет положение. Лишь в засушливые месяцы, как нынешний июль, уровень болота здесь снижается за счет испарения. Но в землю вода не уходит и в погребах, естественно, тоже продолжает стоять. А после снежных зим вода выходит из рощи на улицу, и жители Архангельской оказываются запертыми внутри своих дворов, не имея возможности даже выйти в магазин. люди всю весну откачивают воду, засыпают погреба и туалеты, сносят плодовые деревья, чтобы не падали на дома и постройки. –У моей дочери подвал расположен неудобно, нет подхода, чтобы можно было его засыпать. И у них от сырости уже завелись блохи, скачут, как сумасшедшие! дети постоянно болеют, – жалуется Валентина. – Фундаменты разрушаются. У меня на участке в прошлом году баня рухнула. В доме моих знакомых вздыбились стены, разорвало обои, по швам растрескалась веранда. Один сосед хотел выдернуть с корнем разросшийся клен, копнул на 50 сантиметров, и вода пошла наружу. Другой решил выкопать ямки под столбы для забора – вода проявилась уже на глубине 30 сантиметров. Зять мой выкопал яму под новый туалет, а наутро там была вода – и как теперь туалет строить, куда людям ходить?
Женщина говорит, что общего летнего водопровода здесь нет и не было никогда. Только хозяева пары домов поодаль провели его себе. Сама она пользуется скважиной. Поэтому версия о «техногенной катастрофе», мол, «водоканал» топит, отметается.
Дома, расположенные здесь, строила для своих работников дорожно-строительная организация десятки лет назад. И хотя, как уверяют жители поселка, почва под домами суглинистая, имеющая плохую водоотдачу, талая вода здесь все эти годы не скапливалась. Так что свалить проблему на далекое «плохое» прошлое и «нерадивых» строителей советских времен тоже не получится. Как и на паводки. Источник проблемы куда глубже.