Павлодарскому дому мамы в этом году исполнилось восемь лет. Сегодня под одной крышей в нем живут 12 мам, попавших в трудную жизненную ситуацию и 12 малышей. Корреспондент Pavlodarnews.kz побеседовал с координатором проекта, узнав о жизни и проблемах дома изнутри.
Как рассказала собеседница, восемь лет назад география проекта «Дома Мамы» быстро распространялась по Казахстану, два дома открылись в столице, три – в Алматы, еще по одному - в Караганде и Шымкенте. дом в Павлодаре был двадцатым в списке.
- Меня попросили помочь найти координатора для Павлодара. На следующий день я была уже в столице и меня знакомили с работой Дома Мамы в Астане. Такая активная и живая работа сразу привлекла, - рассказывает Асель Абишева. - На тот момент я находилась в декретном отпуске чуть больше года. С 1997 года работала в сфере коррекционной педагогики. В контингенте нашей школы всегда было немало семей, которые находились в трудной жизненной ситуации. Не скажу, что прямо схожие проблемы, но с работой с кризисными семьями я сталкивалась.
Какой примерно процент женщин удалось уговорить не бросать своих малышей в роддоме?
- Дом Мамы сосредоточен на конкретной целевой группе – молодых женщинах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в результате беременности, что стало риском отказа от ребенка. Более 60 % отказов фонду удалось предотвратить.
Это не значит, что мы уговариваем женщину. Такое решение мама принимает самостоятельно после разговора с координатором и психологом проекта.
Причина отказа нередко носит временный характер и вполне преодолима при адекватной и своевременной поддержке матери с ребенком. Еще раз повторюсь, что очень важно, чтобы было оперативное реагирование на сигнал возможного отказа.
В принципе, с этим проблем в нашем регионе нет. Акушерки двух роддомов, ответственные за сразу же предупреждают нас о предстоящем отказе. Не раз угрозу отказа выявляли гинекологи по участку. Они связываются с нами заранее, узнают о наличии мест и мы обмениваемся контактами с женщиной из группы риска. С этого момента начинаем работу по профилактике.
Поэтому в нашем Доме можно увидеть и беременных женщин. На сегодняшний День в стенах павлодарского Дома мамы родились 53 малыша.
Вы как-то отслеживаете мам с детьми, которые покинули стены Дома мамы и ушли жить самостоятельно?
Очень важно сопровождать случаи отказов и мониторить семью. Сейчас в этом очень помогают соцсети. Практически большую часть своих подопечных мы видим в Instagram, переписываемся в WhatsApp, в чат-группе выпускников.
Держим связь и с девочками-отказницами, которые не пошли к нам жить, но получили нашу помощь и поддержку. Несмотря на проделанную работу, случались единичные возвраты, если быть точнее три, где мамы, прожив определенное время с ребенком у нас, все равно отказались от детей. Все три случая зарегистрированы за выпускницами детских домов.
В девяти случаях мамы оставляли малышей в нашем доме. Причинами таких случаев были бродяжничество, пристрастие к наркотикам или алкогольная зависимость матерей. Все эти виды уязвимости у наших женщин были. У нас есть, над чем работать, так как остальные 40 процентов продолжают попадать в Дома ребенка.
И в своей работе мне приходится слышать: «нет, я сказала нет, даже не уговаривайте меня».
Можете обрисовать примерный портрет мамы, которая попадает к вам?
Если проанализировать 178 кейсов, среди которых не только наши, но и других казахстанских городов, то можно примерно описать социальный портрет подопечной Дома мамы.
Мы получим образ женщины в возрасте до 30 лет. Как правило, у нее есть средне-специальное образование, но она не имеет постоянного места работы или работает за низкую заработную плату и испытывает материальные трудности.
Чаще всего она воспитывалась в многодетной или в неполной семье, отношения с родителями носили конфликтный характер. Отношения с партнером не зарегистрированы официально, нестабильны и после наступления беременности происходил их разрыв.
Нередко девушка подвергалась насилию со стороны близких или партнера. На момент обращения в Дом мамы она находится в трудной жизненной ситуации – беременна или имеет на руках маленького ребенка, оказавшись без поддержки партнера и плюс еще испытывает непринятие со стороны самых близких ей людей.
Так в общих чертах выглядит история жизни девушки из Дома мамы. Истории вроде как и похожие, но каждая Женщина требует особого индивидуального подхода.
Расскажите, пожалуйста, о случаях, когда пусть с трудом, но удалось помочь мамам с детьми начать новую жизнь?
Выезжать на отказ, где меня ждали и папа, и мама ребенка, мне ещё не приходилось. Перед этим меня предупредили, что ребенок родился особенный. Мама лежала на кровати, всхлипывая, а папа, не переставая, тёр руки, опустив голову.
Но он нашел в себе силы говорить. Рассказал о том, что больше десяти лет ждали малыша, собирали деньги на ЭКО, и тут чудо, она забеременела. Все девять месяцев в трепетном ожидании, сдавали вовремя все анализы, УЗИ и тут такое...
С чего начать, как строить разговор? Рассказать про то, какие добрые эти солнечные дети?! Уходя, я объяснила им про дальнейшие действия сотрудников роддома в случае, если они не порвут отказную. "Нет, мы не справимся, у нас пожилые Родители, мы будем отказываться".
Сказала им, решение принимать только вам. И каким бы оно не было, осуждать вас никто не будет.
Через неделю звонок на рабочий телефон: "Мы ваш телефон в перинатальном взяли, мы даже имени не запомнили вашего, помним только сочетание Дом Мамы, можно к вам приехать". И этот разговор был не последним. Они звонили, приезжали.
Был разговор и с психологом, позже потребовалась консультация специалиста, так как ребенок уже был в госучреждении. Как им было сложно принять то, что об этом узнают все, на работе, соседи. Полтора месяца потребовалось родителям, чтобы изменить свое решение, понять, что этот ребенок только их, вот такой, какой есть.
Как говорит мама малыша: "яЯ не жила, я существовала все это время, я наконец-то выспалась, дочка рядом, довольны и наши родители. Папа этой замечательной полуторогодовалой малышки у меня в подписчиках, недавно он скинул ее фото. Девочка растет в любви и в заботе, в окружении родных. И это очень чувствуется. Этим кейсом я очень горжусь. Есть и другие, конечно.
Эмоции переполняют всегда, когда удается оставить ребенка рядом с мамой. Куралай родила шестерых детей. Это был седьмой. Девочка. Родила раньше срока, весом 1800 граммов.
Маме чуть больше тридцати лет. В том, что у нее сформировано «материнское поведение», я не сомневалась. Значит, были другие причины, которые толкнули ее на этот шаг. После трехчасового общения оказалось, что сама женщина тоже из многодетной семьи, также седьмой ребенок, родилась с тем же весом, что и ее дочь. Ее маме нужно было кормить и поднимать других детей и сидеть дома, выхаживать недоношенного ребенка, а это не входило в ее планы. И она сразу после роддома, отдала дочь своей маме.
- Я свою маму до сих пор называю тетей Гулей, а бабушку - мамой. Муж ушел к другой незадолго до родов, оставив неоплаченные Кредиты.
-Ты обижена на маму?
- Да.
-Ты зла на мужа?
-Да.
- Ты решила обиду и злость на этой крошке вымещать? Она при чем?
И тут мама начала плакать. Слезы, вот что главное, слезы как гной, они и пробивают наши болячки, которые годами копятся и застревают в нас.
Плачет, снова рассказывает. Злится на себя, что детей не обнимала давно.
- Ты боишься, что не справишься в финансовом плане?
- Нет. Не боюсь. Работы я не боюсь. Голодные не сидели. Протирая слезы, она попросила порвать отказную и провести к дочери.
Ее отпустили к детям, малышку перевели в отделение для недоношенных. Мама каждый день приходила к малышке. Как только она набрала нужный вес, их выписали.
Дочку назвала Айсель. Это необыкновенная девочка, любимица всей их большой и дружной семьи. Сейчас ей уже три года. Мы большие друзья с ними. Куралай всегда поздравляет меня со всеми праздниками, приходит в гости в Дом мамы, скидывает мне видео и фотографии Айсель.
Я могу много таких историй рассказать: и как бабушки забирали внуков, когда узнавали, что их сыновья оставили своих беременных подруг и как отцы женщин плакали и просили прощения у своих дочерей, что сразу не приняли их с внуками. Или наоборот, как отцы выгоняли из дома своих жен, чтобы те не возвращались с дочерью и внуком и не позорили их перед всем аулом, а оставили ребенка в роддоме. И приходили мамы с сыновьями в надежде найти невесту с уже готовым ребенком. Чего только не приходилось видеть.
Чему научила Пандемия в плане работы с кризисными семьями?
- Пандемия не только нас, но и все человечество научила жить по-новому. Есть свои плюсы и минусы. Не хватает живого общения. Намного реже стали выезжать, все документы научились оформлять онлайн, все судебные заседания проводятся в онлайн-режиме. Практически все общественные мероприятия посещаем дистанционно, через ZOOM. Соблюдаем все санитарные требования. Есть все необходимое для этого.
Чем сейчас живет Дом мамы? Какие новые задачи вы преследуете? Какие проекты в работе?
- Да, мы не стоим на месте. Наша основная задача - максимальное сохранение родной семьи для ребенка; уменьшение численности детей, попадающих в дома ребенка до 90%. Проекту хоть и 8 лет, но он новый, уникальный в своем роде. Специально разработанных планов не было. Встречались раз в полгода все координаторы и психологи в головном офисе в Нур-Султане, делились проблемами, опытом, кейсами. Решали, как дальше двигаться.
Например, проблемы южного региона разнятся с нашими, другой менталитет, отсюда и причины отказов отличаются. Рождаемости на юге больше, ранней беременности тоже. Нас постоянно обучают, например, тренинг по технологии профилактике отказов.
Работаем на создание условий для развития социального предпринимательства в рамках проекта. Сейчас думаем, как запустить в каждом Доме Мамы свой бизнес, пока очень сложно продвигается. Думаю, пусть медленно, по чуть-чуть, но должно получится. Продолжаем свою активную жизнь в стенах дома: ставим сказки, снимаем кулинарные ролики.
Поняли также, что предотвратить всегда легче, чем потом работать с отказом. Поэтому продолжаем свои лекции по профилактике ранней беременности в старших классах.
Сейчас нам в помощь и работа ассоциации по поддержке семей, которую мы создали в Павлодаре с теми, кто работает с этой категорией женщин, у нас свой чат, где мы быстро реагируем на поступающие запросы. Создан WhatsApp-чат рабочей группы по вопросам семьи, женщин и защите прав детей в рамках нацпроекта «Бакыты отбасы» при партии Nur Otan.
Жизнь в Доме мамы продолжается, несмотря ни на что. Буквально на днях, в канун женского праздника, здесь родился еще один мальчик. Нового жителя назвали Ильшатом.
Беседу записала Светлана Воронова
Фото @asel_abisheva_
Количество показов: 18