Небольшая облачность12.2°
Разделы портала Поиск

Введите не менее 4х символов...

 
Все новостиПавлодарСпортКазахстанскиеМирНародные новостиАфишаЗОЖНовости компанийИзбранноеПоиск

Павлодар :: 4 февраля 2019 10:04

 0    90

0

В избранное

О ВОСПИТАНИИ ЦЕЛОМУДРЕННОГО ЧУВСТВА В ДЕТЯХ

- Виктор Иванович, расскажите в общих чертах, целомудрие - это врожденное качество или приобретенное? Где искать основания целомудрия? Целомудрен ли новорожденный ребенок

- В этом вопросе я бы сознательно хотел уйти от отождествления этого понятия с девственностью. «Целомудрие» человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом. К сожалению, понятное как будто бы всем слово, прямо означающее «цело» и «целостность», в бытовой трактовке рассматривается именно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата невинности. 

Хотя современный человек входит в этот мир с заложенной способностью к целомудрию, это качество должно когда‑то проявиться в человеке, по аналогии с фотографическим изображением, проступающим на фотобумаге, и постепенно наращиваться. 

Дом целомудрия - это семья. И если мы говорим о воспитании целомудрия в наши дни, прежде всего надо обратить внимание на то, как устроена наша семья, каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, к детям, что они детям предлагают и предъявляют. Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас - это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребенке, а в первую очередь неправильное его воспитание! Целомудрие не записано в генотипе, не «живет» оно и в моральных предписаниях. 

Никакие поучения, предписания и призывы «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким‑то», как в песне «стань таким, как я хочу», - ничего не дают! Целомудрие существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей - посмотреть на свое собственное жизнеустройство, правильно ли мы живем. Действия ребенка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме. 

Следовательно, целомудрие как внутреннее фундаментальное качество человека усваивается (заметим, не присваивается!) ребёнком через совместное бытие взрослых и детей. «Живя» между нами, оно становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять, защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях. Если разрушить эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны, потому что не останется тех самых жизненно необходимых условий. 

- Какие угрозы наиболее опасны для целомудрия ребенка? 

- Удар по целомудрию может прийтись в любое место. Например, телесная чувственность возбуждает у него душевно-духовное, а у кого‑то растление может начаться на душевном уровне - с эмоций, переживаний, картинок и т.д. Известно, что кроме памяти времени существует импринтинг, то есть память-печать, когда картинка из детской жизни отпечатывается в подсознании, а потом всплывает и оказывается провокатором действий человека в дальнейшей его жизни. 

Прямая угроза целомудрию - попустительство и безответственность родителей, когда им просто лень думать: все пустяки, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». В воспитании цельного восприятия мира, то есть целомудрия, важна любая мелочь: например, многие современные игрушки направлены на разрушение, на отчуждение и обособление ребенка от семьи. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком, современная мама нередко сует ему игрушку лишь для того, чтобы он отстал от нее: «Ты с ней повозись, а я пока в это время займусь другими важными делами». А ведь через игрушку ребенку открываются грани мира, в который ему предстоит войти и жить! 

Поймите, нам необходимо вернуть самим себе исходные смыслы нашего существования, только тогда может состояться осознание того, что воспитание ребенка - это колоссальная ответственность, искусство и труд, предполагающие видение перспективы растущего человека: «Я уже сейчас, пока моему только родившемуся ребеночку дня два, должен задуматься о том, что будет с ним в двадцать или тридцать лет». 

Сегодня же родителя ставят в условия, когда он должен, знает он или не знает, умеет или не умеет, озаботиться лишь тем, как профессионально подготовить ребенка сначала к школе, затем младшего школьника профессионально подготовить к старшей школе, далее - профессионально подготовить к вузу. 

Идет тотальная «профессионализация»: родители озабочены, как максимально вооружить ребенка компетенциями - только в этом случае он будет социально более «успешен». О каком целомудрии может идти речь, когда маленького человека форматируют и специализируют под запросы и ожидания извне? Вот чем заменили задачу нормального взращивания жизнеспособного, жизнестойкого, жизнелюбивого, а значит, целомудренного человека - ее свели, в лучшем случае, к медицинскому обиходу! 

А это нарушение в воспитании, которое я бы сформулировал в виде свое­образного антропологического закона: «Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, - носит растлительный характер». 

Психологи развития знают, что сегодняшнее действие аукнется не завтра, даже не послезавтра, а значительно позднее. Этого чутья времени и отсроченности последствий лишен современный родитель. 

Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании. Его участниками являются и родители, и общество - все должны понимать свою меру ответственности. 

Мы не осознаем даже, что поддаемся какому‑то негласному приказу, непреодолимому импульсу: «надо успеть, надо не опоздать». А что это означает? Это означает: забыть про Бога, семью, отца с матерью - все потом, они никуда не денутся, главное - «туда» не опоздать, главное - «туда» успеть! А на деле оказывается: «туда» успел, а в руках ничего не осталось. Удивляются, например, почему это вдруг девица поехала на кастинг в Москву, а потом не знает, как вернуться в свою собственную деревню к родителям. Да здесь, на кастинге, они «умерли» в ее сознании, хотя физически живы, - между ребенком и родителями пропасть образовалась. 

- Если говорить о воспитании целомудрия в мальчиках и девочках, есть ли разница в подходах? 

- Без понимания исходной точки, природы мужчины и женщины, мы не сможем всерьез разобраться в том, что творится с нами. К огромному сожалению, многие упрощают задачу воспитания целомудрия в детях: «Дайте рецепт, как это сделать». А задача более глобальна: надо воспитывать не абстрактное целомудрие, а мальчика-мужчину-отца и девочку-женщину-жену! Бессмысленно говорить о целомудрии мальчика, если нет воспитания мальчика-мужчины и отца. Бессмысленно говорить о целомудрии девочки, если нет воспитания девочки-женщины, и не просто женщины, а еще и матери. 

Целомудрие мальчика и целомудрие девочки связаны с воспитанием, культивированием идеальных мужского и женского образов бытия. Воспитание целомудренного мальчика-мужчины означает создание у него правильного понимания жизни, цельного представления о мире. 
Его целомудрие заключается, прежде всего, в обладании качествами, которые являются средством защиты от соблазнов, нападений и растлительных ситуаций извне, в умении понять и вовремя избежать их. 

Мужчина - это глава, но не начальник, он одновременно и муж, и отец для своей жены. Глава - это краеугольный камень, строитель семьи. По­этому в воспитании мальчиков надо исходить из той ответственности и тех жизненных задач, которые им предстоит решать. 

Протоиерей Борис Ничипоров, православный психолог и педагог, воспитание мальчиков называет краеугольным камнем педагогики и говорит: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики - от этого будет зависеть вся судьба державы нашей». Важнейшим моментом воспитания целомудрия у мальчика, по его мнению, должно стать воспитание патриотизма, которое означает осознание родной земли как своей, а себя - ответственным за нее, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, в ряду поколений, населявших эту землю. 

Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом. Отмечает он еще два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в мальчиках. Это мужество - фундамент характера мальчика, и жертвенность - вершина его духовного облика. 

Отец Борис подчеркивает, что отсутствие духовного воспитания рождает в детях праздность души. Праздность, пустота, невостребованность души возникает даже при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто. Оно заполняется излишней мечтательностью и романтизмом, сопряженными нередко с частичной потерей чувства реальности. 

Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Причиной тому являются отсутствие мужества и праздность. У современных мальчиков и девочек есть общий нравственный порок - это праздность души, а механическая занятость в кружках и секциях лишь отчасти решает проблему этой пустоты души.

Павлодар :: 4 февраля 2019 10:04

 0    90

0

В избранное

Поделиться в социальные сети:

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Пока никто не разместил комментарий. Будь первым!

Последние комментарии на портале

Aqwerty Aqwerty9 часов назад

После того как на телеканале ТНТ стали выходить выпуски шоу Однажды в России https 12show ru odnazhdy v rossii Азамат стал весьма популярен Чего только стоят его песни в передаче Заслушаться можно

К новости:
«Весь курс пикапа в одной песне»: Азамат Мусагалиев сделал пародию на Jah Khalib'а

Лосев Лосев19 марта 2020 10:43

Админ а чего это ты у меня украл все знаки препинания

К новости:
Эксакима Кумпекеева уволили все же не за тягу к роскоши?

Лосев Лосев19 марта 2020 10:42

Светлана Петровна тёща Шпейзера по крайней мере раньше таковой точно была Работала в Артуре кассу снимала с арендаторов

К новости:
Эксакима Кумпекеева уволили все же не за тягу к роскоши?

Видео