Повсеместное использование человеком полиэтиленовых пакетов наносит непоправимый вред природе.
В магазине мы упаковываем килограмм яблок (а иногда один банан или один болгарский перец) в бесплатный хлипкий фасовочный пакетик только для того, чтобы донести яблоки до кассы. Придя домой, этот пакетик мы чаще всего сразу выбрасываем. На кассе покупаем пакет-майку, чтобы донести до дома все покупки. И этот пакет также рано (единожды прослуживший) или поздно (использованный еще пару раз) окажется на свалке. Только во времена дефицита полиэтиленовые пакеты использовали многократно.
Если вам доводилось бывать на мусорной свалке, вы видели — она «кишит» пакетами. Со свалки пакеты как заядлые путешественники самовольно отправляются в воздушное, наземное и водное «путешествие» по нашей планете, поэтому их можно лицезреть даже на необитаемых островах, в девственной природной местности, на изолированных от цивилизации территориях.
Пластиковые пакеты появились в середине прошлого века (США, 1957 год). В России они массово распространились только в середине 90-х годов. С каждым годом потребность в использовании пакетов в быту возрастала.
Нетрудные математические расчеты позволяют сделать вывод о том, что пока ни один пакет в мире естественным образом не разложился, так как для этого потребуется около 500 лет в зависимости от условий, в которые пакет помещен. До полного разложения полиэтиленового пакета он наносит постоянное необратимое влияние на окружающую природу, нарушает естественное прохождение воды и воздуха в почве, что ведет к сокращению лесов, разрушению существующей растительной системы; способствует увеличению выбросов парниковых газов; уничтожает животных, птиц, обитателей моря, которые запутываются в нем или проглатывают, принимая за пищу. При этом пакеты не превращаются в полезный субстрат, они теряют свою форму и распадаются на микропластик, быстро и масштабно мигрирующий в окружающей среде. Крошечные (и не очень) частицы пластика можно найти в воде практически в любой точке мира. Кроме того, микропластик обнаруживают в морских организмах, в морской и поваренной соли, в косметике, в еде, в пиве, в меде, сахаре и воздухе.
Сдача пакетов на переработку при обычном уровне потребления не даст значительно результата, да и не у всех есть возможность такое сырье сдавать. Даже из одной пластиковой бутылки при переработке делают не новую емкость, а полученные гранулы-флексы используют при производстве нетканых материалов, скамеек, урн, тротуарной плитки, брусчатки и др. Что уж говорить об эффективности переработки тонких полиэтиленовых пакетов, сколько ресурсов и энергии тратится на их рециклинг. Повторное использование полезного мусора ограничено несколькими циклами, и в конечном итоге весь пластик оказывается на мусорном полигоне.
Совершенно очевидно, что замена полиэтиленовых пакетов бумажными приведет к увеличению объемов вырубки лесов, повышению затрат энергии и воды.
Правительства более 40 стран мира ввели запреты на изготовление и законодательно ограничили использование и продажу полиэтиленовых пакетов. В качестве альтернативы предложено использовать в том числе биоразлагаемые пакеты. Однако, по мнению Европейской ассоциации переработчиков, биоразлагаемые пакеты вообще нельзя назвать удачным решением с экологической точки зрения. Некоторые исследования показывают, что «биоразлагаемые» пакеты вовсе не так хорошо разлагаются, как утверждают их производители. А также производство пакетов с расчетом на их саморазрушение провоцирует их избыточное потребление.
Каждому из нас предстоит самостоятельно проанализировать последствия использования той или иной упаковки и выбрать для себя более экологичный и удобный вариант. Это может быть плетеная корзина, тканевые мешочки, сумки и рюкзаки (возможно, изготовленные из остатков тканей собственными руками), сетчатые авоськи или что-то другое, но обязательно много-много-многократного использования.