Легендарные канадские артисты цирка живут на окраине Астаны, едят конину и по выходным знакомятся с казахами в столичных автобусах.
Молодой циркач по имени Ги воплотил свою сумасшедшую идею за один канадский доллар. В день, когда он станет знаменитым, Ги уговорит своего друга Жиля Сте-Круа пройти 90 километров на ходулях. Именно этот безумный поступок обратит на себя внимание властей маленького городка Квебека, и они разрешат двум сумасбродным товарищам дать своё первое представление в рамках юбилейных городских торжеств. Видя аплодисменты зрителей, ребятам выделят земельный участок, за аренду которого положили всего один доллар в год. Друзья поставят на нём цирк-шапито и наберут в команду 70 акробатов-энтузиастов. От животных Ги принципиально откажется, так зародится легендарный "Цирк дю Солей", что в переводе с французского означает "Цирк солнца".
Мастерская Солнца
В Астану своё шоу "Цирк дю Солей" будет готовить почти год. На каждого из 4 000 артистов цирка индивидуально шьют костюмы, Обувь, делаются слепки лица и парики. Дю Солей тратит месяцы на проведение кастингов, чтобы отобрать самых гениальных гимнастов, акробатов, факиров и клоунов. Далее все они делятся на труппы и разъезжаются по всему миру, чтобы вновь и вновь поразить искушённого зрителя.
Труппа "Цирка дю Солей" прибыла в Астану в рамках выставки ЭКСПО. С 16 июня до 9 сентября 2017 года 37 лучших в своём деле артистов поразят воображение казахстанцев грандиозностью номеров, декораций, костюмов, высокопрофессиональным художественным шоу Reflect. Не зря годовая выручка компании баснословна: на выступления канадских акробатов билеты в Астане раскуплены за полтора месяца вперёд.
жизнь на чемоданах
В основе главного номера – история кочевой культуры. Джонатан Морин играет роль воина Алихана, который пытается познать казахскую культуру. Эта роль основана на образе "Золотого человека". Перед выступлением Джонатан дал интервью Informburo.kz.
– Джонатан, приветствуем вас в Астане. Что первое пришло на ум, когда услышали, что едете на три месяца в Казахстан?
– Я был очень рад, потому что я активно изучаю русский язык. Я работаю в "Цирке дю Солей" в течение 20 лет, но это первый раз, когда мы приезжаем в Казахстан. Я услышал про поездку в Казахстан и воскликнул: "Я хочу работать там! Есть для меня место в этом шоу?". Через неделю мне позвонил режиссёр шоу и сказал: "Да, для тебя есть роль, можешь собираться на гастроли в Астану". Мы в Канаде и Америке не знаем много про страны Азии: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, – для нас это другой мир. Именно из-за различия культур я так хотел поехать в Казахстан.
– У меня есть только пять слов? Ок. Дружелюбные, трудолюбивые, приветливые, добрые и гостеприимные. Расскажу на своём примере: когда я каждый раз останавливаю тут такси, то меня встречают самым лучшим образом. Это важные эмоции: и я запомню навсегда, что в Астане можно ловить такси взмахом руки. За 20 лет моей бурной гастрольной жизни я не видел такого ни разу. В остальном мире люди вызывают такси по телефону и ждут его в условленном месте, в Казахстане с этим полная импровизация, – это то, что я буду рассказывать всем!
– Вам не приходилось опасаться за свою жизнь, останавливая вот так на обочине незнакомый автомобиль?
– В своей жизни я не боюсь ничего и никогда. У меня есть уверенность в себе, я Мужчина и могу постоять за себя и свою девушку. Вообще акробаты – очень смелые люди, не так ли? (смеётся).
– К слову, о девушке. У вас есть отношения, семья? И как вы принимаете разлуку с близкими людьми на долгие месяцы?
– Это сложно, особенно когда мы год подряд находимся в разъездах. Многие из наших ребят путешествуют вместе со своими семьями и детьми. У меня пока нет детей, но мне повезло, что моя девушка Мари-Ева тоже работает в "Цирке дю Солей", только она гастролирует с другим шоу и сейчас находится в Сингапуре. Отношения на расстоянии – это сложно, скрывать не буду.
– У вас главная роль в шоу. Расскажите о своём герое?
– Когда я услышал, что буду играть "Золотого человека", то сказал: "Вау!". Я много читал про этого персонажа, чтобы поближе узнать про него и познакомиться с историей кочевников. "Золотой человек" очень древний, его нашли на вашей земле, и для меня это очень важно, я рад этой исторической роли. Когда я впервые вышел на сцену в Астане, зрители начали громко аплодировать – люди узнали своего героя, и мне было очень приятно приобщиться к этому действу.
– Вы уже успели попробовать казахскую национальную кухню? Не всем иностранцам она привычна, кто-то вообще не принимает жирные мясные блюда.
– Мне очень нравится конина, но только не кобылье молоко. Я ненавижу кумыс, мне он не нравится. Но конина – это супер! Казахи, как никто другой, умеют её готовить, я сочетаю конину с рисом, ем в чистом виде без гарнира, и каждый раз это необычайно вкусно и питательно!
Стефанчик-Одуванчик
Стефан Ландри гастролирует с "Цирком дю Солей" около десяти лет. Ему отведена самая загадочная роль в шоу: Стефан – археолог. Стефанчик-Одуванчик, как он ласково себя называет, считает своим преимуществом смешить публику. И каждое его выступление рискованное, ведь каждое выступление смотрят дети, а их не заставишь аплодировать просто так.
– Стефан, как долго вы готовили шоу Reflekt, и какая роль в этом шоу отведена вам?
– Подготовка к шоу у меня заняла два месяца. Я тесно работал с директором шоу, его зовут Фернанд Рейнвиль. Мы много репетировали, особенно сложно приходится акробатам, у которых сложные по своей технике номера. Конкретно в этом шоу я – археолог. В "Цирке дю Солей" работаю уже давно, поэтому свои роли и публику чувствую всей душой, я клоун. В обычной жизни я не бросаюсь шутками налево и направо, но когда выхожу на сцену, то всё преображается. Я занимаюсь комедийным жанром с семи лет, впервые пришёл в театр импровизации в Квебеке 25 лет назад и остался в этой профессии.
"Для меня главное, что я работаю с людьми, с которыми можно импровизировать и входить в контакт. Как это происходит: я выхожу на сцену и в течение 15 минут провожу интерактив со зрителями, общаюсь с ними. 25 лет практики дали о себе знать, поэтому волнения перед выступлениями я не испытываю. Ещё одна деталь: мне очень важно работать с детьми. Смешить детей для меня важно, потому что когда смеётся ребёнок, то смеётся весь зал. Реакция ребёнка самая искренняя".
– Что первое вы подумали, когда услышали, что следующие три месяца проведёте в Казахстане?
– Я сказал: "Казахстан? Почему бы и нет? Поехали в Казахстан!" За годы работы в "Цирке дю Солей" я участвовал в 2800 шоу, и то, что сейчас мы даём 71 представление в Казахстане, оставляет мне возможность посмотреть Астану, познакомиться с местным народом. Я люблю сесть в автобус и просто раствориться в городе. Конечно, я скучаю по своему народу и дому, но мне очень нравится быть в вашей стране, потому что это будет со мной только один раз, и я хочу это запомнить.
– Был ли у вас интересный случай в Астане, ведь сесть в автобус без переводчика и уехать куда глаза глядят – это весьма смелый поступок.
– У меня действительно был забавный случай в автобусе в Астане. Я увидел казаха, который был в кепке с логотипом национальной хоккейной сборной "Монреаль Канадиенс", за которую я болею всю свою жизнь. Я очень захотел с ним заговорить, но этот молодой человек меня не видел. Я ждал, когда же мы встретимся взглядами, и когда это случилось, я показал на его кепку, широко улыбнулся и помахал ему рукой. Мы поняли друг друга, для меня это было очень важно, что в Казахстане есть люди, разделяющие мои интересы.
– Как устроен ваш быт в Астане? Где вы живёте, что едите, как проводите свободное время?
– Мы с ребятами всей труппой живём в городке Expo-Village возле павильонов ЭКСПО. Моё утро начинается, как и на родине в Канаде, с чашечки кофе. У меня есть страсть: я люблю фотографировать людей. Я выхожу в город и делаю снимки местных людей. При этом знание языка для меня не проблема, в век технологий можно быстро перевести речь через онлайн-переводчик на телефоне.
– Возите ли вы свою семью на гастроли?
– Я хочу расплакаться от этого вопроса. У меня есть девушка, она живёт в Монреале и очень много работает. У неё единственный выходной в неделю, поэтому она не может гастролировать вместе со мной. Но мы находим время, чтобы увидеться и поговорить через Skype, FaceTime. Мы встречаемся много лет, и разлука вошла в привычную нашу жизнь. К тому же она должна быть дома, чтобы позаботиться о нашей кошке по кличке Petit Fille, что с французского переводится как "маленькая девочка".
Мэри и Тайс
Работу в цирке можно сравнить разве что с профессиональным спортом: если не следишь за фигурой и не разминаешься, велика вероятность получить травму. Преимущества каждого артиста "Цирка дю Солей" в том, что здесь можно выгодно подчеркнуть свои индивидуальные качества. Даже если речь идёт о странных плечах и ногах, внезапно принимающих неестественный для человека изгиб.
Цирк прошёл огромный путь со времён грузовиков и шатров, но этот мир до сих пор существует и остаётся в сердце каждого его артиста. Все номера из шоу "Цирка дю Солей" обычно готовят в течение нескольких месяцев или даже лет.
У Мэри Вулф-Нильсон и Тайса Нильсена было очень мало времени на подготовку, поэтому нужно было сразу довериться друг другу. Молодые люди убедили себя, что всё будет хорошо, и вместе шагнули в бездну. Под занавес выступления они улетают за горизонт декораций, слившись в поцелуе. Мало кто знает, что им не приходится играть страсть, ведь они муж и жена. Люди встают и восторженно аплодируют, видя, как искренне Тайс прильнул к губам Мэри.
– Расскажите, как давно вы женаты и как познакомились?
Тайс: – Нас познакомил "Цирк дю Солей", в этом году в августе будет шесть лет, как мы женаты.
– Какие роли вы исполняете в шоу?
Тайс: – Мы оба – воздушные гимнасты. Кроме того, я участвую в шоу на трамплинах и в номере с большим колесом. Моя жена принимает участие вместе со мной, мы исполняем воздушную акробатику.
– Ваша профессия неотъемлемо связана с риском. Раскройте секрет, что помогает вам стойко переносить опасность, ведь многие номера проходят без какой-либо страховки.
Мэри: – Так как мы женаты, то мы очень доверяем друг другу. В основном именно я доверяюсь своему мужу, потому что он меня подбрасывает в воздухе на большой высоте и ловит. Да, были опасные моменты, бывало, что и падали, но всё обходилось. Если бы мне сказали, что я буду участвовать в номере с другим человеком, то я бы отказалась. Я не могу никому доверить свою жизнь, кроме своего любимого. К тому же, открою маленькую тайну, "Цирк дю Солей" оплачивает нам страховой полис во время репетиций и выступлений. Но так как все наши артисты занимаются ещё и дома, то все мы дополнительно застраховали свою жизнь.
– Есть ли в "Цирке дю Солей" казахстанцы? Знакомы ли вы с ними?
Мэри: – Да, мы знакомы с девушкой, она очень знаменитая акробатка "Цирка дю Солей". Её зовут Гаухар, и она из Алматы. К сожалению, она не приехала с труппой в Астану, но недавно мы все вместе выступали в Лас-Вегасе. Ещё есть девушка в нашей команде, она тоже из Казахстана и работает в "Цирке дю Солей" танцовщицей.
– Что ранее слышали о Казахстане? Быть может, уже есть любимые места?
Тайс: – Мы уже месяц находимся в Астане и пока не успели никуда выехать. Но у нас есть мечта: съездить в Боровое. Многие наши коллеги уже съездили туда и находятся в полнейшем восторге, так что мы тоже ждём своего случая посетить это место. Кроме того, нам нравится местная кухня и десерты в маленьких кофейнях, особенно полюбились шоколадные вафли и виноградные пирожные, их мы едим очень много.
– Отсюда вопрос: сколько калорий вы сжигаете за выступление, и как выходит держать себя в такой изумительной форме?
Тайс: – Вы удивитесь, но мы не испытываем большой физической нагрузки в акробатике. На нас костюмы, которые эластичны и полностью обтягивают тело. Благодаря этому удаётся сжигать очень много калорий, поэтому мы не отказываем себе в сладком.
– Не так давно американский журналист Джеймс Палмер написал статью, где отметил, что павильоны ЭКСПО пустуют, а на территории кроме персонала практически никого нет. Что вы можете сказать по этому поводу?
Мэри: – Мы находимся здесь практически с открытия и, как все, решили с ребятами пройти к Сфере, чтобы посмотреть, что там внутри. Везде большие очереди, нужно ждать, прежде чем тебя запустят. Поэтому тут не могу согласиться с господином Палмером. К тому же "Цирк дю Солей" стоит на территории ЭКСПО, и чтобы прийти на шоу, нужно приобрести билет на выставку. У нас на каждом выступлении аншлаг, билеты раскуплены за месяц вперёд, поэтому выводы сделать не сложно. Это всё, что я могу сказать по этому поводу.
Cirque du Soleil. Reflect
"Цирку дю Солей" в этом году исполнится 33 года. Шоу Reflect, которое могут увидеть казахстанцы, опирается на человеческую энергию в контексте энергии будущего. Чтобы написать сценарий, режиссёру "Цирка дю Солей" пришлось изучить историю саков.
Зрители "Цирка дю Солей" попадают в разные миры и разные шоу, они видят множество акробатических трюков. Выступления "Цирка дю Солей" в 1980-х и в 2017 году – совершенно разные. Теперь они проходят в невероятных, очень дорогих театрах, с технологиями, которые разработали специально для этого.
Под куполом этого цирка собраны те, кто не любит соревнования и сухой подсчёт спортивных результатов. Напротив, им близки страсть, огонь, овации, полёт и шанс на номер без страховки, во время которого у зрителей "останавливается сердце".
Главный офис компании находится в Монреале. Жёлто-синее здание занимает площадь в 18 600 кв. м, а высота потолка в большом тренировочном зале составляет 23 метра. Этот офис является международной творческой лабораторией, здесь лучшие эксперты, умы, профессионалы могут объединиться, чтобы разрабатывать новые интересные проекты для цирка. "Цирк дю Солей" объединяет людей и таланты со всего света и продолжает это делать неустанно, добавляя в свою обширную труппу всё новых и новых уникальных артистов.