Сколько в мире пилотов, способных управлять пассажирскими самолетами? Тысячи. А может, десятки тысяч. Среди них есть этакая «непобедимая восьмерка» — летчики, способные взлетать и приземляться на самолетах там, где больше не может никто. Речь об аэропорте Паро в Королевстве Бутан (Гималаи, между Индией и Китаем). Никаким другим способом, кроме как через воздушные ворота (а значит — через аэропорт) попасть в Бутан нельзя. И очень похоже, что восемь аттестованных пилотов здесь такие же важные люди, как король (да, в Стране громового дракона конституционная монархия).
Фишка аэропорта Паро в том, что он расположен в ущелье, на высоте
2237 метров над уровнем моря. Вокруг Паро горы, и высота их около 5500
метров. Поэтому пилоту кроме смелости понадобится колоссальное
мастерство, чтобы поднять или посадить здесь лайнер. Ах да,
взлетно-посадочная полоса Паро длиной чуть более двух километров и
шириной всего 30 метров — это единственная асфальтированная полоса в
Бутане с такими параметрами. Других сносных участков земли без гор
вокруг или хотя бы с промежутками между ними в Бутане просто нет.
Особенности природного рельефа, что тут скажешь — территория королевства
лежит в горах, между 170 и 7000 метрами над уровнем моря.
Перед посадкой в Паро самолет должен сначала обогнуть гору и только потом садиться — в этот момент между самолетом и посадочной полосой остается несколько десятков (десятков!) метров. Местные жители рассказывают, что не раз встречались глазами с пилотами в то время, как самолеты приземлялись в аэропорту.
«Сначала он летит перпендикулярно взлетке справа налево за первым правым “холмом”, затем круто разворачивается и вылетает из-за левого “косогора” с креном вправо, чтобы успеть приземлиться. Поднимать самолет тоже сложно, особенно психологически: перед пилотом непрерывная стена — гора, которая находится прямо по курсу от взлетной полосы. Пилоту приходится аккуратно выдерживать вертикальную скорость, ведь даже малая просадка означает смерть. При этом справа находящаяся скала всего в 150 метрах. Взлетая, самолет набирает высоту по воронке, пока не перевалит за высоту горных вершин», — пишет в Liveinternet блогер stewardess0202.
Согласно открытым источникам, в Бутане два авиаперевозчика — Druk Аir и Buddha Air. Первый перевозчик выполняет рейсы на Airbus A319, которые имеют большую тяговооруженность. Это преимущество и позволяет лайнерам взлетать с короткой полосы при полной загрузке. Второй перевозчик использует для перелетов Ratheon Beech 1900. Но каким бы лайнером вы ни летели, знайте: ни один самолет, отправляющийся из бутанского Паро, не будет загружен на 100% (требование техники безопасности). Пассажиров в салоне тоже рассадят «безопасно»: по два человека на ряд из трех кресел. С собой можно будет взять багаж 20 (эконом) или 30 (бизнес) килограммов. Ручную кладь весом не более пяти килограммов включат в общий вес багажа. И кстати, никто не гарантирует вам выполнение рейсов по расписанию. Время прилета и вылета здесь зависит от метеоусловий.
Именно из-за метеоусловий и при взлете, и при посадке пассажирам придется поволноваться — сильная турбулентность неизбежна. Впрочем, приятным бонусом в полете станет возможность увидеть Эверест с борта самолета. Путешественники советуют сразу садиться по правому борту, чтобы не пропустить красоту.
«О приближении Эвереста командир информирует громко, но невнятно. Услуга доступна на рейсе Паро — Катманду. Маневры набора высоты и снижения очень напоминают американские горки на скорости 400 км/ч. Представьте себе, что по узкой извилистой тропке между высоченных гор вам надо пролететь пулей, вписываясь в каждый изгиб и поворот на высоте четырех тысяч метров. От увиденного за окном и от ощущений в кресле можно обоссаться. Прямо в кресле. Извините за бедность и простоту речи», — описывает полет российский блогер Хондовод.
И в завершение еще один интересный факт. Пилоты из Druk Air летают с открытой дверью (смотрите фото ниже). Это, по мнению представителей «непобедимой восьмерки», позволяет пассажирам почувствовать себя более безопасно и по возможности расслабиться во время «трясучки».