Писатель, литературовед, профессор кафедры социальные науки, журналистики и информации Торайгыров Университета Серик Еликпай считает Естая Беркимбаева последним представителем исконно казахской культуры, донесшим до нас настоящие, не политизированные песни степной цивилизации. Искусство сал-сері во многом созвучно творчеству средневековых европейских трубадуров.
– Если считать Естая последним представителем сал-сері, то песня «Корлан» – апогей казахской музыки, – отметил Серик Еликпай. – На Естае это явление степного творчества резко обрывается, а в казахское искусство все сильней проникает политика. Еще одна особенность в том, что Естай сумел оживить угасающую в 19-веке степную культуру, донести ее до нас.
Как подчеркнул павлодарский ученый, Естай обладал тонким мастерством передачи посредством музыки истории народа. К примеру, в мелодиях композитора звучали нотки, характерные не только для родного ему края, но и для далекого и, казалось бы, чуждого казахам Кавказа.
В тяжелые годы сталинского режима акын и композитор также проявил твердость духа и порядочность: Естай никогда и ни при каких обстоятельствах не писал доносы и оставался исключительно творческим человеком.
Отметим, что 21 марта в Павлодаре откроют Памятник Естаю Беркимбаеву – казахскому акыну, певцу и композитору, родившемуся в 1874 году в селе Акколь Экибастузской сельской зоны.
Еще в детстве он увлекся музыкой, и к юности слава о нем пронеслась по степи. Однажды акына попросили сопровождать сына одного из баев в аул Маралды, где жила невеста последнего. Во время гуляний Естай и познакомился с Кусни и Корлыгайын, которую ласково называли Корлан. Они были дочерьми богатого бия из рода кипчак и славились своей красотой.
Естай также пронес любовь к этой женщине через всю жизнь. Ей же он посвятил свою главную песни своей жизни. Единственной памятью о любимой для него было подаренное ею кольцо, с которым он никогда не расставался.
Айбек Жуматов
Фото из открытых источников
Количество показов: 86