Эти редчайшие явления случаются с интервалом в два века. Как их не пропустить? Корреспондент @Pavlodarnews.kz поговорил с астрономом-любителем Виталием Радченко и узнал, когда ждать следующий транзит и где в регионе лучшие места для изучения космоса.
Виталий Радченко – инженер-электронщик, но в душе астроном. Днём он руководит медико-инженерной службой областного кардиоцентра, а ночью наблюдает за звёздами. Его увлечение началось 45 лет назад, когда семилетний мальчик впервые заглянул в телескоп старшего брата.
– Тогда в школах ещё преподавали астрономию, а журналы «Справочник любителя-астронома» и календари с небесными явлениями были настольными книгами. Со временем учёба, работа, семья – и было не до звёзд. Но позже снова вернулся к мечте: в 2006 году купил свой первый телескоп. Путешествие прибора оказалось непростым – его заказывали в Москве, привозили через проводников поездов, а я встречал долгожданную посылку на вокзале. Прибор купил за 150 долларов, – вспоминает Виталий Радченко.
Коллекция росла. Теперь у павлодарца три телескопа, самый крупный – 400 мм, и один мобильный.
Однако наблюдать за звёздами и планетами в Павлодаре непросто: засветка, загазованность, теплицы и заводы мешают. Лучше всего смотреть небо примерно в 120 км от города, ближе к Шалдайскому лесу. К тому же полноценные наблюдения возможны только ночью.
– Телескопы лучше всего работают в условиях температурного баланса. А вот в городе асфальт днём нагревается, а ночью отдаёт тепло, создавая помехи для оптики. Стараемся выбирать дни с чистым небом и выезжать туда, где нет городской засветки. А если вести наблюдения из телескопа областного Дворца школьников, находим точные погодные показатели и ищем возможности, чтобы была равность температур внутри и окружающей среды. Ведь это того стоит, — добавил собеседник.
Виталий Радченко уже 10 лет заведует обсерваторией Дворца школьников.
– Когда здесь начали устанавливать оборудование, я об этом даже не знал. Но человек, который привёз телескоп, искал астронома – так я и оказался в обсерватории. Здесь стоит Meade 600 – телескоп американского производства, изготовленный в Мексике. Его путь был долгим: купол привезли из Польши, а оптическую трубу с линзой и зеркалом доставили отдельно. Можно сказать, что наша обсерватория имеет американо-польско-мексиканские корни. Диаметр телескопа – 405 миллиметров, а его максимальное увеличение достигает 800 крат, – рассказывает заведующий.
С помощью этого телескопа школьники могут прикоснуться к бескрайнему космосу. Можно увидеть Солнце — оно находится на расстоянии 150 миллионов километров от нас, но его свет кажется таким близким. И захватывающе наблюдать за Сатурном и Юпитером. Эти гиганты расположены в 483 миллионах километров от Земли – по астрономическим меркам это совсем рядом. А вот Плутон – самый далёкий объект Солнечной системы – находится уже в 4,28 миллиарда километров от нас. Есть и внегалактические объекты: звёздные скопления, туманности, соседние галактики… До них расстояния уже не измеряются километрами, а световыми годами. Триллионы километров, которые отделяют нас от этих далёких миров. Но это уже мечты юных астрономов.
Виталию Радченко за карьеру любителя-астронома удалось понаблюдать за несколькими крайне редкими явлениями.
– Первое – транзит Меркурия по Солнцу, когда планета проходит на фоне солнечного диска. Это случается лишь раз в 70-170 лет. Второе – транзит Венеры, ещё более редкое событие с 200-летним циклом. Именно во время одного из таких проходов Ломоносов открыл атмосферу Венеры, заметив размытие солнечного края. Я наблюдал транзит Венеры в родном селе Заря, а Меркурия – на слёте астрономов между Астаной, Павлодаром и Карагандой. Ярчайшая комета 2020 года стала ещё одним запоминающимся событием. Её можно было видеть даже на светлом небе, такое случается не в каждом поколении, – вспоминает собеседник.
А еще павлодарский астроном, как все его коллеги, ждет взрыва Бетельгейзе – красной звезды в созвездии Ориона. Учёные предполагают, что в будущем она превратится в сверхновую, и это будет одно из самых грандиозных событий в истории наблюдений.
Астрономия для Виталия Радченко не только хобби, но и наука, которая знакомит детей с миром космоса, учит их пространственному мышлению, помогает лучше понимать математику и физику, а ещё заставляет мечтать.