Своим постом отчаяния в социальной сети семья Яшкиных «достучалась» до самого министра здравоохранения, который отметился в комментариях на странице. Но не помогло даже это. Отец семейства, Александр Яшкин, у которого диагностирована опухоль головного мозга, по-прежнему остается без жизненно важных для онкобольных препаратов. лекарства, входящие в перечень бесплатных, в регионе закончились, а в свободной продаже стоимость только одного из них составляет около двух миллионов тенге.
После тяжелейшей операции по удалению опухоли 37-летнему Александру Яшкину назначили таргетную терапию, которую также называют молекулярно-прицельной. Это альтернатива химиотерапии и гормональному лечению, и называется так потому, что бьет по целевым (таргетным) раковым онкогенам, не убивая, в отличие от химии, все остальные клетки. Терапия заключается в непрерывном приеме лекарственных препаратов. Однако Александру Яшкину назначенных «Тафинлара» и «Мекиниста» хватило ненадолго. Препараты, входящие с этого года в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее – ГОМБП), в регионе закончились. В Павлодарском онкологическом диспансере препаратов, необходимых для проведения назначенной таргетной терапии нет и до традиционного закупа в рамках ГОМБП, скорее всего, не будет, пояснили в ответ на многочисленные обращения семейству Яшкиных. Для того чтобы выжить, Александру пришлось заняться их поиском самостоятельно.
Рыночная цена «Тафинлара» – 1,8–2 миллиона тенге, «Мекиниста» – около 800–900 тысяч тенге. То, что для одних стало несчастьем, оказалось удачей для семьи Яшкиных. Потерявшие близкого человека люди передали невостребованные препараты Александру. Но и их хватит только на ближайшие полторы недели.
Первого октября супруга Александра, Анастасия Яшкина, опубликовала пост, адресованный главе государства Касым-Жомарту Токаеву, в социальной сети Facebook. Вот его текст.
– Пациент без лечения остается. До конца года – три месяца, которые могут оказаться фатальными(…). В Павлодарском областном онкологическом диспансере врачи отказали нам в предоставлении данных препаратов, сославшись на их отсутствие, так как препараты дорогие, рассчитаны только на Алматы и Нур-Султан и в мелкие регионы не поставляются.
Для решения проблемы с обеспечением нас препаратами врачи-онкологии Павлодара предложили нам переехать в Актобе на постоянное место жительства и там получать таргетную терапию препаратом «Зелбораф» (другим препаратом – М.Ш.), но уже без комбинации в комплексе с «Мекинист». Касым-Жомарт Кемелевич, прошу Вас оказать содействие в решении данной ситуации и взять под свой контроль проблему с отсутствием препаратов, необходимых для лечения онкологических пациентов в Павлодаре, – написала Анастасия Яшкина, и реакция последовала незамедлительно. В комментариях тут же возник сам министр здравоохранения Елжан Биртанов, который поручил подчиненным «разобраться и доложить срочно». А еще ниже добавился комментарий пресс-секретаря ТОО «СК-Фармация», который является единым дистрибьютером республики, осуществляющим закуп медпрепаратов в рамках ГОМБП. – Территориальных ограничений в поставках препаратов нет и быть не может, – сообщила на странице под постом Анастасии пресс-секретарь организации Инкар Мирьякупова. – Лекарства поставляются во все медицинские организации, которые подают соответствующие заявки. Препарат единым дистрибьютором закуплен, в наличии есть, развозится по медорганизациям на основании заявок. Заявки от Павлодарского онкодиспансера не было. Связались с онкоцентром, они подтвердили информацию о том, что бюджет на лекарственное обеспечение ими исчерпан. В настоящее время мы пытаемся решить вопрос с управлением здравоохранения Павлодарской области, – пояснила пресс-секретарь.
"Городская неделя" №40