Это весьма непростой для многих родителей вопрос. Казалось бы, полный запрет - это решение, лежащее на поверхности, наиболее доступное и простое средство решения защиты детей от вредной мультипликации.
Однако при более глубоком рассмотрении этот вопрос выглядит не так уж просто.
Дело в том, что полностью оградить ребёнка от вредного влияния мира за пределами семьи мы сможем только до определённого возраста. Если быть предельно точными, то уже со времени поступления чада в Детский сад, мы, Родители, утрачиваем статус единственных и безоговорочных трансляторов моральных норм и норм поведения для своего ребенка; в его мир и в процесс развития его личности начинают вторгаться влияние педагогической системы и влияние сверстников, и последнее с каждым годом взросления существенно увеличивается.
Если мы не позаботимся о выработке у ребёнка осознанного восприятия и трактовки каких-то явлений и событий окружающего мира, мы рискуем получить эффект желанности «запретного плода», как только ему доведётся его «вкусить» после выхода за пределы бдительной родительской опеки.
Другими словами, лучшей альтернативой полному запрету будет стратегия планомерного научения ребёнка анализу того, что он видит и слышит с точки зрения понятий «хорошо» и «плохо». Тогда даже в отсутствии родителей, без возможности услышать их оценку явления или события, ребёнок будет исходить из собственной установки осознанного восприятия информации в той степени, в которой это будет позволять ему возраст и уровень развития. Как минимум, он будет уже способен не просто бездумно усваивать чьи-то чужие предписания как готовые модели (в том числе и из мультфильмов), но будет готов размышлять над этим и соотносить с имеющимся у него опытом, переданным родителями, и делать хотя бы простые, но главное, самостоятельные выводы. Этот элементарный навык сослужит ему особенно хорошую службу в дальнейшем, когда по мере взросления безоговорочный авторитет родителей будет постепенно сменяться склонностью выносить собственные оценки и суждения о мире и жизни.
Как именно можно научить ребёнка этому?
Первое и главное условие мы отразили чуть выше – трансляция здоровых нравственных установок через поведение самих родителей. Усвоение таких здоровых образцов поведения послужит надёжной «прививкой» ребёнку на долгие годы его жизни, т.к. они станут первыми и базовыми мерилами, по которым он будет оценивать то, что его окружает, и относить это к плохому либо хорошему.
Вторым условием, касающимся напрямую просмотра мультфильмов (как и чтения книг, просмотра кинофильмов) будет применение родителями так называемого приёма родительского комментирования того, что смотрит или читает ребёнок. Под этим подразумевается обсуждение с ребёнком на уровне доступных ему понятий основных моральных аспектов, сути и смысла, поведения персонажей мультфильма, следующих из сюжета выводов с предложением ребёнку самому порассуждать над тем, хорошо или плохо то, что он видит и почему.
Это не так легко, конечно, и требует от родителя многих ресурсов: времени на предварительный просмотр мультфильма, если он вам не знаком и вы впервые решили предложить его ребёнку, времени на совместный просмотр и обсуждение с ребёнком, умения самого родителя верно трактовать нравственные посылы в мультфильме, умения на понятном ребёнку языке объяснить смысл этих посылов и сформулировать такие наводящие вопросы, которые позволят ребёнку прийти к необходимым выводам.
Фактически, речь идёт об отдельной специфичной педагогической и в чём-то психологической квалификации родителя. Несомненно, это труд. Кто-то может сказать, что это чересчур и излишне, ведь раньше никому и в голову не пришло бы подвергать каждый предлагаемый ребёнку мультик всесторонней экспертизе, а из его просмотра устраивать целое педагогическое действо. Да, раньше это действительно было не нужно, т.к. создаваемая мультпродукция не реализовывала задачи деструктивной пропаганды, а напротив, была направлена на воспитание в юном зрителе лучших человеческих качеств. Однако реалии сегодняшних дней изменили эту ситуацию, и нам, как родителям, необходимо гибко реагировать на эти вызовы нового времени, если мы хотим позаботиться о благополучии своих детей.
Освоив навык родительского комментирования, любой родитель сможет не только помочь ребёнку лучше усвоить нравственный смысл любого, в том числе хорошего мультфильма, но даже и материал мультфильма не вполне однозначного, с вредными признаками, обернуть на пользу ребёнку как демонстрацию примера, которому следовать не стоит и который является антиобразцом, достойным осуждения и порицания.
В идеале, даже при просмотре того же «Антошки», совершенно хорошего и доброго, поучительного мультфильма, родитель может прокомментировать его ребёнку, заметив, что здесь герой остался без обеда потому, что ленился и развлекался, когда остальные трудились, не помогал товарищам. А после этого спросить – хорошо ли поступил Антошка? А как ты думаешь, понравилось ли ему остаться голодным, когда все кушали вкусную свежую картошку? А как надо было правильно поступить Антошке?
Тот же приём можно применить и для просмотра мультфильмов с неоднозначным содержанием.
Но, несомненно, всё-таки есть категории мультпродукции, просмотр которой нежелателен совсем и в случае которой даже правильное родительское комментирование не сможет нейтрализовать негативные эффекты.
В этом случае речь идёт о таких мультфильмах, где деструктивные посылы транслируются через наличие в мультфильме сюжетных линий и смыслов либо художественных приёмов, которые прямо разрушительно действуют на детскую психику.
К таким мультфильмам будут относиться те, в которых есть следующие признаки:
- наличие 3х и более одновременно представленных признаков вредного мультфильма согласно классификации (приведена в главе 3);
- изобилие насилия и агрессии в мультфильме, особенно при наличии нарочитой детализации и натурализации подобных сцен;
- наличие в мультфильме пропаганды преступного образа жизни, подача его в позитивном или романтизированном контексте;
- наличие в мультфильме не осуждаемых по сюжету моментов приема героями одурманивающих веществ (алкоголь, Наркотики, Табак);
- присутствие в мультфильме мотивов эротизированного поведения положительных по сюжету героев (в том числе животных), а также сексуального подтекста в содержании эпизодов;
- наличие в фильме элементов открытой пропаганды или замаскированной лояльности к нетрадиционным сексуальным отношениям;
- присутствие в сюжете попыток подмены понятий добра и зла, когда зло оправдывается, а Добро показывается в невыгодном, ущербном свете;
- наличие в картине приёмов десакрализации табуированных в нравственном обществе тем: насмешки над смертью, глумление над верой, демонстрация под маской юмора в качестве обыденных явлений каннибализма или половых извращений и т.п.