В сентябре 2022 года близ города Аксу планируют запустить пятый в республике сахарный завод. Место строительства будущего вредного производства определено в пятистах метрах от жилого массива. Согласно ТЭО объемы выбросов предприятия в атмосферу дополнят уже существующую нагрузку от выбросов АЗФ и АО «ЕЭК» на 65 тонн в год. Но, кажется, кроме пары экологов в самом Аксу это мало кого взволновало.
В дверях актового зала Дома детского творчества в Аксу, где проходили общественные слушания, меня остановили дважды. Сначала в фойе Женщина, похожая на чиновницу, спросила, откуда я. Затем перед самым входом в зал, открытый для всех желающих, меня попросили пройти регистрацию: кто я, откуда и поставить подпись. Уже тогда стало понятно, что случайных людей на общественных слушаниях не будет: все – посписочно. Приглашенные и принужденные. Через минуту это стало очевидно. Большая часть людей в зале, представлявших «общественность» (в основном пенсионеры), мирно спали, пока спикеры рассказывали о перспективах развития пищевой промышленности, другая часть копалась в телефоне и обсуждала, что приготовить на ужин. Очевидно, что организованная процедура вызывала у них больше неудовольствия, нежели радости за предоставленное право знать, чем будут дышать их дети. В общем, слушания обещали быть томными.
Председатель правления АО «Социально-предпринимательская корпорация «павлодар» Альбек Несипбеков представил общую концепцию пятого в республике сахарного завода (так его представляли, но, судя по опубликованному ТЭО, в Казахстане уже действует/простаивает порядка десяти сахарных заводов – прим. авт.). Заводы в Жамбылской области, работающие на импортном сахаре-сырце, сейчас в плачевном состоянии и фактически простаивают. Предприятия в Мерке и Таразе перерабатывают 1400 и 3000 тонн свеклы в сутки, что, в сущности, неплохо. Еще четыре располагаются в Алматинской области, но даже после модернизации максимум сырья, которое они способны переработать, – 350 тысяч тонн в год. Вместе они покрывают не более 20–30% от потребности населения в сахаре. То ли дело Аксуский сахарный завод, которому прочат славу «сахарного барона» республики: 6000 тонн переработанной свеклы в сутки и 750 тысяч тонн – в год (сезон длится 120 дней – с сентября по январь). Это сто десять тысяч тонн произведенного сахара в год.
Учитывая растущие аппетиты населения и спрос на сахар, который, как утверждают в СПК, сейчас составляет около 27 кг на человека, новое производство покроет более 20 % потребности всего казахстанского рынка. Сахарную свеклу будут брать только местную из-за нерентабельности поставок издалека, а в условиях резко-континентального климата, уверяют чиновники, сахарная свекла будет давать не меньше 700 центнеров с гектара. Под эти цели уже создан концерн «Павлодар Кант», в который объединились 11 крестьянских хозяйств, готовых выращивать сахарную свеклу. Правда, господин Несипбеков так много не говорил. Большую часть информации я почерпнула самостоятельно на сайте СПК, но не суть.
Главное, что общая стоимость проекта составляет 71 млрд 382 млн тенге (в долларах, с учетом девальвации, сумма плавающая). В ТЭО планировалось, что 70 % от этой суммы составят кредитные средства инвесторов, 30 % средства – СПК. Но на самих общественных слушаниях Несипбеков разделил львиную долю затрат между инвесторами (возможно, это будут китайская и российская компании), сославшись на то, что СПК возьмет на себя лишь 15 % от суммы. Да и то не в денежном выражении, а в виде земельного участка в агропромышленной индустриальной зоне Агропарк, инфраструктуры, разработки ПСД, на которую уже потрачено 100 млн тенге, ТЭО и т.д. И кто станет инвестором строительства сахарного завода, пока неизвестно. Всё – на стадии переговоров.