Преимущественно облачно4.2°
Павлодар

Добрый день, похоже Вы первый раз зашли на наш портал.

Уточните пожалуйста, Ваш город Павлодар?

Да, верно Другой город
Разделы портала Поиск

Введите не менее 4х символов...

 
Все новостиПавлодарСпортКазахстанскиеМирНародные новостиАфишаЗОЖНовости компанийИзбранноеПоиск

Казахстанские :: 29 января 2019 11:59

 0    537

0

В избранное

В Казахстане сохранилось гостеприимство - Жанна Прашкевич об обиде российской блогерши на нашу страну

В социальных сетях прошло бурное обсуждение заметки туристки Анны Бурмаги о том, что казахи далеко не так гостеприимны, как об этом говорят.

Что так возмутило россиянку? Насколько действенна наша модель общественного согласия и общенационального единства? Ответить на эти вопросы попыталась известный PR-деятель Жанна Прашкевич.

Важно то, в каком тоне идет разговор

Появившийся в начале августа отзыв российской туристки буквально взорвал казахстанские социальные сети, тем более что Анну и ее спутника тепло встречали повсюду. И все же сам факт появления такого мнения заставляет иначе относиться к гостеприимству в нашей стране и задаться вопросом, а есть ли оно вообще или это миф. С этого вопроса мы и начинаем нашу беседу с Жанной.

– Если я все верно поняла, то ее спросили, сколько у нее подписчиков, в продолжение диалога, когда она попросила покормить их без оплаты, – говорит наш собеседник. – Я анализировала этот конфликт, ситуацию, которая возникла. Здесь налицо нестыковка двух параметров. Первый, что гостеприимство оказывается без оплаты. То есть настоящее гостеприимство оказывается бесплатно, а все, за что берутся деньги, то уже не является гостеприимством. Это такой давнишний спор, конфликт, который временами обсуждают антропологи, этнографы. И я, как человек, который исследует вопросы казахского гостеприимства, могу сказать, что это очень важный пункт: можно ли считать гостеприимством то, что оказывается за деньги. Дело в том, что на самом деле раньше казахи (и не только казахи) не брали деньги за гостеприимство. Но это не значит, что оно оказывалось бесплатно. В степи всегда платили. Не деньгами, а историями, новостями. Любой путник был источником новостей. Его появление было целым событием для рода, для аула. Это все равно что сейчас блокбастер, которого давно ждали, идет в кинотеатре, и туда билетов не купить. Точно так же, когда путник проезжал мимо и разворачивал коня в сторону юрты какой-то, то весь аул собирался, чтобы его послушать.

Я считаю, что в нашем регионе, в регионе Шелкового пути, гостеприимство способствовало развитию торговых отношений, культурного и материального обмена.

– Но если говорить об Анне, то ее обидел вопрос о количестве подписчиков в ее блоге. В данном случае это имело прикладное значение: если у тебя больше подписчиков, мы тебя накормим, если мало – то вопрос.

– Дело в том, что, к сожалению или к счастью, мы не можем вернуться в ту ситуацию, посмотреть, каким тоном это было сказано. Это играет большую роль в акте приема гостя. Даже не влияет, что поставил на стол, что сказал, а то, как ты это сделал, каким тоном говорил, как при этом жестикулировал, какую эмоцию транслировал. Я думаю, Анну, возможно, задели не сами слова, а то, как они были сказаны.

Если наше хлебосольство пиарить, раскручивать неправильно, то можно столкнуться со следующей ситуацией:многие будут считать, что казахстанцы должны оказывать это гостеприимство. Некоторые считают, что если ты работаешь в сервисе, то ты должен прогнуться, терпеть любые выходки. Понимаете, здесь вопрос уважения.

– Понятно, когда человек приезжает в другую страну, он ее воспринимает прежде всего через сервис. Как его встретили, скажем, в отеле, в аэропорту, в кафе, в ресторане и так далее. Но есть еще гостеприимство и самих жителей: открытость, доброжелательность, толерантность.

– Сервис и гостеприимство на самом деле разные вещи. Сервис – это по факту доставка или предоставление определенного продукта, которые закрывают определенную потребность. Человек хочет кушать, пожалуйста, получи сервис – вот тебе приготовили еду и так далее. Чем отличается услуга от товара, мы уже давно знаем.

Гостеприимство – это базовая человеческая основа, на которой зиждется сервис. То есть это наполнение, а сервис – только форма, как можно упаковать содержание. При этом важно помнить, что вообще люди ничего друг другу не должны.

Официант вам ничего не должен, и вы ему ничего не должны. Когда вы договариваетесь: “Пожалуйста, будьте добры, мне капучино” (с сиропом, без сиропа, с сахаром или без сахара) – это уже сделка. Здесь вы заключаете по общественной оферте сделку и становитесь друг другу должны. То есть он должен вам принести капучино, а вы должны ему деньги за это. Но должен ли он при этом улыбаться, должен ли при этом спрашивать: “Как у вас дела? Я вас давно не видел” или “А как давно вы приехали, на какое время вы в наш город, поедете или не поедете на ЭКСПО?” – он этого говорить не должен.

– А хотелось бы…

– Конечно. Но когда я захожу в заведение и говорю: “Вы должны мне улыбаться”…

– Вы вызываете отторжение.

– Поэтому я одна из тех людей, которые за самоуважение сотрудников сервиса, которые за то, чтобы вызывать полицию в случае, если гость ведет себя агрессивно, оскорбляет или угрожает, допустим, или элементарно не платит, потому что сделка же заключена. Гость, конечно, всегда прав, это однозначно. Но прекратить унижение персонала – это тоже наше право.

Если во фразе, которую употребляла Анна, была нотка должествования (“Вы мне должны, вы мне обязаны, вы же казахи, а где же казахское гостеприимство?”), то это могло вызвать неприятие. И нет ничего удивительного в том, что ей так ответили. Они имели на это право.

А если бы эта фраза, эта просьба прозвучала от сердца, то есть как искреннее прошение, если она говорила от себя. Можно разобрать эту ситуацию. Смотрите, в первом случае она говорит: “Пожалуйста, накормите меня, у меня нет денег, мы путешествуем, покажите мне ваше казахское гостеприимство”. Или она бы сказала: “Мне очень неудобно, я хочу вас попросить. Мы попали в неудобную ситуацию, и вот прямо сейчас у меня денег нет. Я хочу вас попросить оказать нам гостеприимство бесплатно, если нет, то я, конечно же, все пойму”. Не давить, а говорить за себя.

– Вот вторая фраза – она самая приемлемая.

– А в чем магия? В первом случае все говорилось…

– Первая фраза звучала в ультимативном тоне.

– В первом случае она говорит про вас, что вы должны. А во втором она говорит о себе, что находит отклик. Это – психология. И этому мы учим официантов, менеджеров, барменов, сотрудников рецепции, медицинских центров. Если честно, этому неплохо было бы научить и гостей. Потому что, только говоря за себя, ты рождаешь в человеке ответное, а не “я”, “мне”, “мое”. И ты не залезаешь на его территорию, находишься в рамках своих границ. А как только ты пересекаешь чужие границы, тогда будь готов, что тебе ответят: “Не решай за меня, я сам решу!”.

У культуры есть ядро и периферия

– А вообще, есть оно – вот это традиционное казахское гостеприимство? Насколько оно передается из поколения в поколение и глубоко укоренилось в наших сегодняшних реалиях?

– Есть. Анар Фазылжан, лингвист, в интервью для одного нашего исследования сказала, что у культуры есть ядро и периферия. Да, мы уже не носим традиционную одежду, не живем в юртах, не занимаемся скотоводством. К счастью или к сожалению, но это является фактом, и эти аспекты оказались на культурной периферии. Но в ядре – наш язык, наша ментальность, ценности, убеждения. И гостеприимство не менялось, несмотря на то что изменился строй, стала другой экономическая, политическая ситуация. То есть гостеприимство все-таки в ядре. Другой момент, что у нас же этот ген гостеприимства остался запечатанным в рамках ментальной юрты. То есть мы считаем, что гостеприимство – это то, что я оказываю дома. Но, выходя на работу и получая за это деньги, я его как бы забываю дома, забываю взять с собой. Это моя позиция, что гостеприимство есть, оно заперто в домашних условиях. И хорошо, что в программе модернизации общественного сознания ряд положений предусматривает культивирование наших корней, традиций.

Гостеприимство территории складывается из четырех составляющих. Открытость местных сообществ, культурное разнообразие, доступность объектов, а также комфорт и безопасность. Мы еще в доступность объектов добавляем информационную доступность.

Выйти из ментальной юрты

– Знаете, когда я читала программную статью Президента страны о модернизации общественного сознания, с одной стороны, я была очень рада, что это было озвучено первым лицом нашей страны, – продолжает Жанна Прашкевич.

– Потому что это вертится на языке у всех?

– У многих. Но, с другой стороны, у меня была такая мысль: почему только сейчас? Это должна была быть первая модернизация, с которой необходимо было начинать. Но кто я такая, сколько мне лет и какой у меня опыт в политике? Ноль. Поэтому я считаю, что как бы скептически ни относились некоторые люди к этому Посланию, его стоит внимательно прочитать каждому думающему человеку в Казахстане. И просто задать себе один простой вопрос: а какой вклад я могу сделать в модернизацию своего собственного сознания? Вот и все.

– Вы говорили, что наше гостеприимство замк­нуто в ментальном доме. А вот эта модернизация сознания – это выход из этой юрты? Или как?

– В моем понимании надо учиться брать лучший опыт у других культур – это самое лучшее, что получается у казахов. При этом культивировать свой собственный. Мы, как кочевники, мы, как пассионарии, как говорил Гумилев, захватываем новые знания, мы впитываем в себя как губка чужую культуру, чужой язык, чужие установки, опыт. Нам всегда кажется, что где-то на Западе или в Сингапуре лучше, чем у нас, они-то лучше знают. И мы это захватываем в свою культуру, при этом принижая собственную. А у казахов и тюрков очень глубокие корни, и вот в программе модернизации сказано, что все это надо культивировать. Мы говорим: “Нам нечего экспортировать”. Здравствуйте, а вы знаете, что в Китае бешеной популярностью пользуется продукция компании “Рахат”!

– Не только в Китае…

– Как все ждут казы, как все ждут наш коньяк, в котором, если честно, я ничего не понимаю, но тем не менее. Нам есть что экспортировать, и в том числе нематериальное. Соколиная охота, ритуалы и традиции, спорт народный и т. д. – это то, что можно увидеть. То есть казакша курес можно посмотреть, а гостеприимство как ты посмотришь? Внутрь себя не посмотришь вот так легко. Для этого нужно в каком-то смысле модернизировать свое сознание и полюбить, не ущемлять, а понимать, что только культивирование своих ценностей, корней составит синтез с мировыми тенденциями, с ведущими мировыми практиками. Сервис мы не изобретем заново, не надо, зачем? Это лишь форма. А содержание есть возможность нам самим создавать.


https://www.caravan.kz

Казахстанские :: 29 января 2019 11:59

 0    537

0

В избранное

Поделиться в социальные сети:

Похожие новости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Пока никто не разместил комментарий. Будь первым!

Последние комментарии на портале

Темиржан Сейтжанович Темиржан Сейтжанович23 мая 2022 16:00

Поддерживаю инициативу акима Павлодарской области Молодец так держать

К новости:
Благоустройство города должно проводиться с учетом предложений павлодарцев (ВИДЕО)

MasterVegard MasterVegard 30 января 2022 22:41

Учусь в одной из школ города Аксу Пав об Хотел сказать что у нас больше 600 учащихся в одной школе и я не понимаю почему мы все ещё не вышли на карантин

К новости:
Как будут работать школы Павлодарской области в условиях «красной» зоны

Добра Добра8 октября 2021 22:35

А почему автор не указан

К новости:
Из почты Деду Морозу

Видео