В июне этого года киберспорт был признан официальным видом спорта в Казахстане. Сегодня эта индустрия активно набирает популярность по всему миру - количество ее почитателей уже превышает 230 миллионов человек, что сравнимо с аудиторией других видов спорта. Это одна из самых прибыльных сфер развлечений. Несмотря на это, многие до сих пор убеждены, что компьютерные игры предназначены исключительно для детей и, более того, негативно влияют на еще неокрепшую психику. Но что же такое на самом деле киберспорт и почему с ним стоит познакомиться?
Во-первых, нужно разобраться, что это такое. Киберспорт, иначе компьютерный спорт - командное или индивидуальное соревнование на основе видеоигр. Кпримеру, FIFA, Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive, Overwatch, League of Legends, Hearthstone.
Киберспорт в современном мире достаточно популярен, но не во всех регионах земного шара его развитие происходит равномерно. Это объясняется разным уровнем развития экономики и технологий, и просто уровнем социальной жизни. На сегодняшний день киберспорт официально признали Россия, Китай, Азербайджан, Италия, Грузия, Египет, Южная Корея, Южная Африка и другие. Наша страна пополнила список этим летом. Это событие на своей странице в Facebook прокомментировал председатель правления АО “Казактелеком” Куанышбек Есекеев: “Для нашей IT-отрасли киберспорт - это ключ в цифровое будущее. В начале этого года мне посчастливилось познакомиться с группой энтузиастов, которые в декабре 2017 года зарегистрировали республиканское общественное объединение “Qazaq Cybersport Federation”. Как оказалось, наши взгляды на будущее киберспорта, на его роль в цифровизации нашего общества совпадают. На сегодняшний день общность интересов и дружба переросли в профессиональную плоскость”.
Также поверхностное мнение о современных компьютерных играх меняют отдельные представители киберспорта, которые смогли превратить свое увлечение в профессию и достойный заработок. Один из них - восемнадцатилетний павлодарец Тимур Тулепов. Сейчас Тимур играет в одной из лучших киберспортивных команд Казахстана “AVANGAR”. Это мультигейминговая киберспортивная организация, основанная летом 2017 года. За время существования коллектив неоднократно побеждал в локальных и мировых турнирах.
Постоянные командировки по всему миру, бесконечные тренировки, турниры - будни павлодарского спортсмена. Сам Тимур говорит, что никогда не мечтал стать киберспортсменом, но сейчас гордится, что представляет на мировой арене свою страну.
- Даже не думал о том, чтобы заниматься играми профессионально, - рассказывает Тимур Тулепов. - Но всегда мечтал собираться с друзьями и вместе играть, как, например, собираются профессиональные киберспортсмены на буткемпе (буткемп - гейм-тренировки в неформальной обстановке). Вообще, события, которые меня привели к тому, чем я занимаюсь, произошли постепенно. И наша команда, естественно, не всегда была на высоком уровне. Каждый член команды выполнил огромную работу, чтобы именно мы вышли на профессиональный уровень.
В компьютерные игры парень играет с пяти лет. Родители всегда относились к его увлечению с пониманием, но так же, как и сам Тимур, не предполагали, что это может приносить какую-то пользу в материальном плане.
- Сейчас мои родители, и даже бабушка, не пропускают ни одной моей игры, болеют за меня и поддерживают. За это им огромное спасибо, - делится Тимур.
Сейчас Тимур и его команда “AVANGAR” являются участниками в киберспортивном турнире “EPICENTER 2018” в Москве. Всего в соревновании играет восемь команд со всего мира, призовой фонд - 300 тысяч долларов. За третье место команда может получить 20 тысяч, за второе 75, и абсолютные лидеры получат 150 тысяч долларов. цена билета для зрителей варьируется от двух с половиной до 55 тысяч тенге.
Павлодарский геймер рассказал, что он видит перспективы на будущее в своем деле, и ему, безусловно, есть куда расти. Как и любой другой спортсмен, Тимур мечтает стать лучшим в своем деле, как лично, так и командно.
Нужно признавать, что компьютерный спорт уже уверенно наступает на пятки традиционным спортивным дисциплинам. Возник он не спонтанно, а практически пережил более сорока лет медленного, но уверенного движения к общемировому признанию. И на протяжении всего периода становления не утихают споры специалистов и дилетантов о его негативном влиянии на психическое и физическое здоровье человека. Однако, если сравнивать киберспорт с любой другой продолжительной деятельностью в сидячем положении, можно прийти к выводу, что избежать физических проблем можно банально - зарядкой. Что касается психического здоровья, то психологи давно развеяли миф, что именно компьютерные “стрелялки” могут побудить человека к негативным действиям в реальной жизни.
- Исследования опровергают эту зависимость, - рассказал в своих лекциях российский психолог Тимур Мурсалиев. - Большинство школьников, погружаясь в виртуальный мир, забывают о реальности. Азартно расстреливая 50 противников в минуту, подросток отдает себе отчет в том, что его враги - пиксели, они нарисованы. Невозможно научиться убивать человека, расстреливая пиксели. Подростку может быть интересно провести виртуальную операцию и посмотреть, что у человека внутри. Но так же увлеченно он разбирал в детстве машинку, желая понять, как она сделана. По-настоящему агрессивное поведение подростка в реальной жизни - это симптом его внутреннего неблагополучия, а “стрелялки” и прочие “экшны” привлекают его как раз тем, что позволяют расслабиться, выплеснуть агрессию социально приемлемым способом. Злые выходки - повод не выключить компьютер, а задуматься о том, что происходит у него в душе, в его отношениях со сверстниками и в вашей семейной жизни.
Более того, психолог убеждает, что компьютерные игры не просто не приносят никакого вреда, а напротив, их влияние может быть вполне позитивным. Так, ролевые игры развивают социальные навыки, игры-стратегии тренируют способности к анализу, а “стрелялки” отрабатывают навык работы в команде, тактические решения и реакцию. Игры-симуляторы расширяют кругозор и помогают разобраться в технике, логические игры развивают пространственное мышление.
Исходя из мировых тенденций, киберспорт как официальный вид спорта - явление неизбежное. Возможно, старшему поколению сложно понять увлечения молодежи, но достаточно лишь посмотреть на него непредвзято, и можно найти много его преимуществ перед другим досугом.