Казахстанские :: 16 января 2019 11:38
0 695
0
В избранное
Как рожали казаха (Ермек Турсунов)
Не могу сказать, что принципиально разнились форма и смысл, но отличия всё же были. Зато везде присутствовал своеобразный юмор. Светлое отношение к жизни.
Ну, например, был такой забавный обычай – «ит ырылдады». То есть буквально - «собака зарычала»…
Когда жених появлялся в ауле невесты, его могла схватить зубами за подол халата или бешмета какая-нибудь Женщина, и он вынужден был «откупаться». Начинался смешной торг. При этом, естественно, аульчане были на стороне «собаки», а друзья жениха «держали мазу» за своего.
В других регионах тот же обычай назывался «сиыр мөңіреді». То есть – «корова замычала». Ну и, соответственно, нужно было откупаться от коровы. Иначе она не пустит к невесте. А «коровы» попадались разные. Бывали и очень вредные коровы-попрошайки. Просто так не отделаешься.
Был еще обычай «арқан керу». Это уже когда невесту привозили в аул к жениху, женщины могли натянуть аркан и просить выкуп. Делалось это с намерениями, чтобы потом в жизни ничто не преграждало путь молодым, чтобы дорога их была ясной и долгой.
Кстати говоря, про аркан. Про обыкновенную веревку. Здесь тоже существовали различные поверья. Говорили: «арқан ұрлама» («не воруй аркан»), «арқан аттама» («не перешагивай»). Не к добру всё это. И еще говорили, что нельзя проходить под заготовками, вернее, под плетущимся арканом.
Что касается сватовства, то тут тоже было много интересного.
Сторона жениха, прежде чем отправиться в аул невесты, собирала с собой целую делегацию. Такую солидную сборную. Ее представляли «лучшие люди города». И это не только певцы и музыканты, жырши и акыны. Вместе с «культурным десантом» ехали силачи, борцы и… обжоры.
С первыми все более или менее ясно. Они должны были в стихах своих и дастанах представить свой род и восславить все его достоинства. Борцы с силачами должны были всех побороть и победить. А что до обжор, то они должны были продемонстрировать умение есть. Они состязались с едоками аула невесты.
Во время такого турнира поглощалось невиданное количество еды. Съедались целиком бараны, и запивалось всё это ведрами кумыса.
У одного казахского автора (к сожалению, не помню имя писателя) я читал, что в таких случаях заранее выкапывались ямы, заполнявшиеся водой. Затем победителя и тех, кто пробился с ним в финал, после соревнования относили в эти ямы и оставляли на ночь.
Потому что человек не мог уже самостоятельно передвигаться и мог просто окочуриться (заворот кишок, парез кишечника, нарушение метаболизма, да мало ли что еще). А утром вынимали. И на поверхности воды оставался плавать бараний жир толщиной с палец.
Может, враки, но я почему-то верю. Потому что такой турнир могли придумать только мы.
Ну, я слегка отвлекся. Вернемся к беременности.
С того момента, как только женщина понесла, с правой стороны юрты, к кереге, привязывали белое полотенце (в некоторых регионах – платок). Он означал своеобразный оберег. Так свекровь обращалась к духам предков с просьбой о помощи: «Келінді ата-баба аруағы қолдап журсін» приговаривали. «Да будут опорой духи предков нашей невестке».
Кстати, про обереги.
Казахи издревле старались оградить беременную женщину от чар темных сил и разных напастей. Поэтому часто свекровь мастерила тумар (оберег), прятала в нем суру из корана и надевала его на шею своей невестки. Или же делали еще оберег в виде небольшого украшения с семью камушками и пришивали к одежде – от сглаза. Или же могли просто прицепить булавку.
Так постепенно молодую женщину подводили к родам. К ним готовились весьма тщательно. А если женщина рожала впервые, то обращали внимание даже на самые мелкие детали.
Акушерок в степи не было, медсестер тоже, поэтому рядом всё время находились опытные женщины. Повитухи.
Заранее определяли «кіндік щеще» (в православии это понятие аналогично «крёстной матери»). Это было очень важное и ответственное дело. Согласно поверьям, всё самое доброе, хорошее, достойное, что есть у «крёстной», передавалось ребенку. Поэтому выбирали весьма пристрастно. Казахи свято верили, что это необъяснимое природное таинство происходит на самом деле. Часто потом говорили, когда уже ребенок подрос и проявлялся его характер, – «ты похож (-а) на свою «крёстную». Поэтому именно кіндік щеще первой брала на руки младенца и перерезала ему (или - ей) пуповину.
Соответственно, муж кіндік щеще приходился ребенку кіндік әке. То есть – «крёстным отцом».
Многие знают, что казахские женщины рожали стоя. Не могу со всей определенностью сказать – насколько это удобно. Во всяком случае, так было принято.
Хотя у многих других тюркских народов рожали иначе. Хакаски, к примеру, рожали сидя на коленях. При этом пуповину мальчика перерезали ножом, а пупок девочки – ножницами. Что касается запретов, то помимо тех, о которых я уже говорил, беременным хакасским женщинам нельзя было присутствовать на похоронах и поминках, перешагивать через аркан, стоять в дверях... (Нашим, кстати, тоже).
Да, интересно всё это, конечно.
Но давайте вернемся к нашим – казахским традиционным родам.
Для этого в юрте натягивался аркан. Или бау – красивая крепкая лента. Был еще, так называемый, көген. Это такое приспособление в виде привязи, которое использовали для домашнего скота.
Он имел для казахов сакральное значение. Говорили: «Көгендерің көбейсін!» Буквально: «Да умножится ваша привязь»! Это было такое доброе пожелание. В том смысле, что чем длиннее и больше көген, тем богаче приплод.
Конечно, в наше время рожают не так. И пупки перерезают не в юртах. И не кухонными ножами. Но институт кіндік щеще никто не отменял, и она по-прежнему выбирается коллегиально на семейном совете. А затем уже сорок дней подряд принимает участие в купании ребенка, в ухаживании за ним, помогает молодой мамаше советами.
Так вот.
Когда приближались схватки и молодуха на веревке начинала борьбу за новую жизнь, тут же в юрте кто-нибудь из участниц этого нешуточного предприятия принимался готовить какое-нибудь нехитрое блюдо. Обычно – куырдак.
При этом она всё старалась делать как можно громче. Гремела посудой, шумела чем могла, перекрывая голос роженицы и выкрикивала время от времени фразу: «Қара қазан бұрын пісе ме, қара қатын бұрын туа ма?» («Что произойдет раньше: черный котел еду сварит или черная баба разродится?»)
Как правило, казан опережал. Но это не останавливало весь процесс. Иной раз он затягивался на несколько дней…
А когда ребенок появлялся, его купали в соленой воде. Пупок мальчика привязывали к гриве коня, а пуповину девочки прятали в тайник. Обычно – в сундук.
Потом съедали этот самый куырдак, и, понятное дело, это был уже не просто поздний ужин. Застолье также имело важное значение. По его итогам шейную часть жертвенной овцы подвешивали на самое высокое место в доме. Это делалось для того, чтобы у ребенка как можно быстрее окрепла шея и тогда он сможет увереннее держать головку.
А после уже начинали думать – как назвать малыша. На это отводилось не менее трех дней.
Сегодня, конечно, многие уже после медицинских обследований заранее определяются с именем. Но в те времена никто не мог знать – мальчик появится на свет или девочка? В любом случае, все радовались. Потому что ребенок в доме – это всегда Счастье и благодать.
http://www.itau.kz
Казахстанские :: 16 января 2019 11:38
0 695
0
В избранное
Теги:
Вечерние новости ирбис павлодар, Ирбис, Новости, Новости в павлодаре, Новости в павлодаре за сегодня, Новости ирбис павлодар, Новости казахстан павлодар, Новости павлодара, Павлодар сегодня новости, Павлодарские новости
Похожие новости
8 часов назад
8 часов назад
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Пока никто не разместил комментарий. Будь первым!
Последние комментарии на портале

У меня один пограничник спросил номер, пожалела что не оставила . Как его найду теперь
К новости:
В пограничном управлении Бейнеу призывники приняли военную присягу

У меня один пограничник спросил номер, пожалела что не оставила .
К новости:
В пограничном управлении Бейнеу призывники приняли военную присягу
Видео
18 сентября 2018 11:11 14173 0
3 августа 2018 12:30 14033 0
10 июня 2018 20:00 14099 1
Водитель проехал более 2 километров задним ходом, преодолев сложные развязки