На прошлой неделе соответствующая комиссия опубликовала полный текст проекта нового Основного закона, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.
Публикация вызвала большой интерес общественности и запустила активный процесс обсуждения. Специалисты, политики и общественность говорят о переходе к однопалатному Парламенту, введении института вице-президента, укреплении статуса государственного языка, гарантиях образовательных прав, о соотношении процедурного права и прав граждан, о модернизации обновлённой Конституции.
Профессор Маргулан университета, доктор исторических наук Гульфира Отепова выразила свою точку зрения, что инновационность представленного проекта заключается в попытке институционально зафиксировать переход Казахстана от постсоветской государственной модели к модели конституционного и социального развивающегося государства. Проще говоря, Конституция 1995 года была Конституцией становления молодого независимого государства, а проект новой Конституции нужно рассматривать как попытку создать Конституцию зрелого общества.
– На первый взгляд, кажется, что нет особых изменений в тексте Конституции. У многих возникает вопрос о целесообразности изменения действующей Конституции. Но если внимательно вчитаться в текст проекта и задуматься над его смыслом, то понимаешь, что да, пришло время новых перемен. Современные международные вызовы, глобализация, цифровизация диктуют необходимость реагировать на них и принимать соответствующие решения.
Главные изменения, по её словам, коснулись политической системы общества. Проект Конституции предлагает осуществить переход от «суперпрезидентской» модели к сбалансированной системе сдержек и противовесов.
– Полномочия Главы государства ограничены одним семилетним сроком, чтобы исключить «вечное пребывание у власти». Такая статья вводится впервые на всем постсоветском пространстве. Другим новшеством в документе является введение нового органа – Народного совета, который будет представлять интересы граждан и обладать правом законодательной инициативы. В проекте отражены реформы парламента (переход к однопалатной модели), вводится институт вице-президента как возможный способ обновления власти. Данные изменения в Конституции должны усилить диалог между властью и обществом. Впервые на уровне Основного закона общественное участие рассматривается не как политическая риторика, а как структурный элемент управления – вводятся нормы о регулярных консультациях, общественном контроле, петициях, местных инициативах. Новая Конституция будет приниматься посредством всенародного референдума после публичного обсуждения. Таким образом, инновация проекта заключается в переходе от модели «граждане – объект политики» к модели «граждане – участники политического процесса», – поделилась мнением эксперт.
Положительным моментом новой Конституции является то, что во главу угла поставлено человеческое достоинство, обязанностью государства является не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и активно обеспечивать условия для самореализации личности. В документе подчеркивается связь социальной политики с развитием человеческого капитала, в особенности вопросы образования, науки, цифровые и технологические компетенции.
– Но главный вопрос, который сегодня вызывает обеспокоенность, заключается в том, насколько новая Конституция будет реализована в жизнь, насколько предложенные нормы будут обеспечены политической практикой, судебной независимостью и правовой культурой? Будет ли новая модель реализована в правоприменении и политической практике, или останется нормативным документом? – говорит Гульфира Отепова.
По её мнению, проект новой Конституции имеет большой демократический потенциал на уровне нормативного оформления прав и процедур. Однако его действительная демократичность будет зависеть от реализации институциональных гарантий, эффективности независимых органов контроля и свободного участия граждан в референдуме и политической жизни общества.





