люди просят «подвинуть» строительство многоэтажки, которое ведется вплотную к их дому по адресу Чокина, 170/2. Жильцы уверены, что новостройка полностью перекроет дневной свет, лишит их воздуха и обещанных норм благоустройства, за которые им рассчитываться в ипотеку еще целых 15 лет.
Местные жители показывают мне проектный план своего дома по адресу Чокина, 170/2, в котором важны не цифры или чертежи, а положение солнца в разное время дня.
– В восемь часов утра солнце на востоке, в полдень – на севере, в 16.00 – на западе, а на юге солнце уже садится. Это значит, что солнечный свет в наш дом не будет поступать весь световой день, – делает простые выводы из чертежей житель дома Марат (имя изменено по просьбе мужчины – прим. авт.). Он – местный активист. Основной контингент ипотечного дома от АО «Жилстройсбербанк Казахстан» на 108 квартир, который сдали в эксплуатацию всего полгода назад, в декабре 2018-го, – это пенсионеры и мамы в декретном отпуске.
– Кота в мешке взяли! – эмоционально рассказывает Гульмира К.
– Нам показывали в банке один план, говорили, что здесь будет игровой комплекс, детская и спортивная площадки. Этого дома по соседству в плане вообще не было. Нам показали красивую картинку. Мы думали: ах, как все замечательно! А оказалось…
– То есть вы хотите сказать, что в том плане, который вам показывали, этого строительства не было? – спрашиваю я.
– Не было, не было! – хором отвечают местные жители, собравшиеся в небольшом дворе новостройки в микрорайоне «Сарыарка».
Еще вчера вечером они такой же объединенной группой приостановили стройку по соседству. Около месяца назад люди узнали, что прямо под их окнами будет строиться новый ипотечный дом. И все бы ничего, но расстояние от дома до дома – всего около 19 метров – пугает сарыаркинских новоселов.
– У нас и так очень маленький двор, все сжато, – говорит Марат.
– Обещали, что во дворе оборудуют детскую и спортивную площадки, паркинг, вешалку для белья, а в итоге еще больше сузили двор. Раньше был проезд с правой стороны дома, но там гаражи монополиста, и нам сузили проезд, сократив его до минимума.
Получается, в пролете для машины расстояние до дома – всего метр. Этот новый дом очень близко к нам расположен. Нормы СНиПа не соблюдаются, всего 19 метров будет между нашими домами. А где будет обещанный паркинг? Сюда, получается, ни «скорая», ни пожарная не проедут. А окна и балконы жильцов нового дома будут выходить прямо на нашу детскую и спортивную площадку. Мы ходили в акимат к Кумпекееву, он обещал лично вчера приехать, но прислал своего заместителя Нурханова. Тот сказал, что строительство дома ведется в соответствии с генпланом развития города, и ничего якобы поделать нельзя. Но как тогда объяснить факт, что нам показывали три разных генплана? Заместитель акима ссылается на генплан, датированный 2012 годом. Подрядчик, который укладывает нам асфальт, показал генплан от 2015 года. А вчера, когда мы ходили на саму стройку, видели генеральный план от 5 мая 2019 года – уже измененный. Почему нельзя немного сдвинуть дом и не оставлять нас без солнечного света? В нашем дворе постоянно будет вода от тающего снега или дождя и не будет солнца, – сетует Марат.